Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста

Новое о образовании » Режиссёрская игра в детском дошкольном учреждении » Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста

Страница 3

Таким образом, режиссерская игра представляет собой основную форму индивидуальной игры дошкольников в возрасте от четырех с половиной до семи лет. Но появляется она значительно раньше — у детей конца третьего — начала четвертого года жизни. В этом возрасте ребята уже имеют навыки, необходимые для отражения в игре реальной жизненной ситуации, у них накоплен определенный опыт, т. е. они способны осуществлять индивидуальные режиссерские игры с несложным сюжетом. Но к совместным сюжетно-ролевым играм со сверстниками эти дети еще не готовы из-за несформированности навыков игрового общения.

Режиссерские игры детей разного возраста имеют свою специфику. Рассмотрим более подробно особенности развития режиссерской игры у дошкольников в возрасте 4-5 лет, основываясь на исследованиях Гаспоровой Е.М.

Особенностях развития режиссерских игр у детей четвертого года жизни:

1. В их основе лежит непосредственный опыт ребенка, т. е. события, которые он наблюдал или в которых сам принимал участие. Знания, полученные из книг, рассказов взрослых, мультфильмов, радиопередач, на данном этапе отображаются редко.

2. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны. Чаще всего они представляют собой краткие цепочки знакомых ребенку действий (кукла обедает, спит, идет гулять). Количество персонажей обычно невелико — один-два, редко три. Отношения между ними ребенок определяет по ходу игры.

3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из ее образного решения: Снегурочка, пожарник, доктор Айболит, зайчик, космонавт и т. д. Эта роль обычно определяет и сюжетные события: доктор лечит зайчика, Снегурочка ищет Деда Мороза и т. д.

Дети четвертого года жизни опираются в игре преимущественно на собственный опыт, и если сюжеты, подсказываемые игрушками типа хоккеист, космонавт, пожарник, не совпадают с этим опытом (а так оно обычно и бывает), игра разваливается. Ребенок либо отказывается в дальнейшем от такой игрушки, либо ограничивается внесюжетными, предметно-практическими действиями с ней. Следовательно, подобные игрушки не являются адекватными данному возрасту и могут быть использованы не в индивидуальной игре, а в совместной, с обязательным участием взрослого, который покажет способы игры с такими игрушками, подскажет, как включить их в знакомый сюжет.

4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх — результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира: тот или иной предмет оборудования, атрибут или игрушка наталкивают его на изменение сюжета. Например, попавшаяся на глаза пластмассовая тарелка из набора игрушечной посуды вызывает образ куклы, которую кормят, и ребенок проигрывает сцену обеда; машинка, стоящая невдалеке, ведет к появлению в сюжете линии путешествия, поездки куда-то. Ассоциативный характер сюжета определяет его не всегда связное развитие. Это естественно и не нуждается в поправках и вмешательстве со стороны взрослых. В индивидуальной игре режиссерского типа именно возможность как угодно изменять сюжет дает простор для развития фантазии и воображения ребенка.

5. Речь является главным компонентом режиссерской игры. Ребенок называет свои действия, действия игрушек, нередко дает им оценку: «Ж-ж-ж! Самолет летит над полянкой и видит — Даша ягодки собирает . Он приземляться начал — трр-р-р-бу-бу-бу. Сел около Даши, и она его ягодками покормила». Как видно из примера, для детей четвертого года жизни характерны описательно-повествовательная речь, в которой ребенок проговаривает происходящие в игре события, и большое количество звукоподражаний. Ролевая речь встречается в этом возрасте значительно реже.

В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются различные формы совместной игры, но индивидуальная игра не исчезает, а продолжает развиваться и усложняться. Причем режиссерские игры нередко преобладают на фоне прочих форм индивидуальной игровой деятельности.

Поскольку режиссерские индивидуальные игры соседствуют с совместными сюжетно-ролевыми, уже в среднем дошкольном возрасте становится возможным взаимный перенос опыта из одних в другие.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Восприятие как свойство личности
В настоящее время восприятие изучено достаточно хорошо. С физиологической точки зрения восприятие – это целостное отражение отдельных предметов, объектов и явлений внешнего мира, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные уровни сенсорных систем. Восприятие ...

Просветительские реформы Петра I
XVIIIвек для России – век кардинальных преобразований, подготовленным всем предшествующим ходом исторического развития – это период развития русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре XIXв.), начало которому по ...

Учебный план
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию, определяется основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru