Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста

Новое о образовании » Режиссёрская игра в детском дошкольном учреждении » Режиссерская игра, ее место и развитие в игровой деятельности детей дошкольного возраста

Страница 4

Особенности развития режиссерских игр у детей пятого года жизни:

1. В основе игр по-прежнему лежит опыт, но не непосредственный, личный, который теперь имеет второстепенное, вспомогательное значение, а опосредованный. Дети проигрывают знакомые сказки, стихи, мультфильмы и диафильмы, нередко объединяя в одной игре различные источники.

2. Сюжеты игр отличаются большей сложностью и разнообразием, чем на предыдущем этапе. Увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за ними четко закреплены роли. В сюжет вплетаются личные переживания ребенка, его воспоминания и сведения, полученные из книг, сказок, телепередач.

Значительное влияние на индивидуальную игру, причем не всегда положительное, может оказать опыт совместных игр.

Если совместные игры являются результатом жесткого руководства взрослого, стремящегося подчинить их определенному стереотипу, то такие игры лишены творческого начала и носят формальный характер.

Перенос игровых шаблонов из совместной игры в индивидуальную обедняет содержание последней, превращается в пассивную отработку усвоенных шаблонов на другом материале — в игре с игрушками вместо реальных партнеров. Ценность подобных игровых действий для общего и игрового развития ребенка и для развития его творческого потенциала равна нулю.

3. Если индивидуальная игровая деятельность развивается без указанных выше осложнений, она представляет собой динамичный процесс. Развитие сюжета по-прежнему происходит на основе возникающих ассоциаций, которые у ребенка пятого года жизни носят более сложный характер и берут начало не только в окружающей его предметной среде. Например, ребенок везет зайчика на игрушечной машине, и эти действия у него ассоциируются со строчками из знакомого стихотворения: «Зайчики в трамвайчике, жаба на метле», и далее: «Наш мальчик, наш зайчик попал под трамвайчик». Результатом является проигрывание истории про доктора Айболита, который лечит зайчика.

Следует подчеркнуть: ассоциации, связанные с популярными детскими стихами, особенно типичны для детей среднего дошкольного возраста.

5. Игра детей пятого года жизни практически постоянно сопровождается речью. На фоне описательных высказываний появляются ролевые и оценочные. Каждую роль ребенок ведет голосом, характерным для его героя: за зайчика говорит тоненьким голоском, за волка — грубым и сердитым. Оценочные высказывания входят в описательную речь и выражают отношение к происходящим в игре событиям, нередко мотивируя их. «Волк злой, плохой! Он съесть хочет маленького зайчика! — говорит Лена (четыре года десять месяцев).— Ой-ой-ой! — пищит она тоненько.— Мама, мама, он съесть нас хочет! Он сейчас уже съест!» «Ну-ка, волк, уходи,— говорит строгим голосом.— Уже охотник идет и мама зайчиха».

В этом примере четко прослеживаются повествовательная речь («Уже охотник идет и мама зайчиха»), ролевая («Ой-ой-ой! Мама, мама, он съесть нас хочет! ») и оценочные высказывания («Волк злой, плохой»).

Таким образом, режиссерская игра дошкольников среднего возраста испытывает на себе влияние, с одной стороны, опыта ребенка, с другой — опыта игровых действий и отношений, который он приобретает в сюжетно-ролевой совместной игре.

В дальнейшем индивидуальные игры режиссерского типа продолжают обогащаться за счет накопления игрового опыта. Одновременно растет умение отображать в игре отношения между людьми, способы поведения в разных ситуациях, представления о которых дети черпают из рассказов взрослых, прочитанных книг, сказок, просмотренных фильмов.

Возникающие сюжеты отличаются сложностью, динамичностью. В игру включается несколько действующих лиц, в роли которых выступают игрушки. Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения. Так, в игре старшего дошкольника большая игрушечная собака может стать медведем, а маленькая — зайчонком, кусок серой ткани — волком и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Понятие величины. Свойства величины
Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Его окружают большие дома, деревья, облака, небо. Понятию величины отведено достойное ме ...

Изучение опыта работы образовательных учреждений
Итак, Е.И. Ильин – учитель школы № 516 г. Санкт-Петербурга. Его новаторством в системе образования стали уроки высокой нравственности, а также оригинальность подхода к решению воспитательных задач в новых условиях. Е.И. Ильин решает задачи формирования духовных и нравственных устоев ребенка, его эс ...

Практическое использование Интернет на уроках физики
Физическая наука всегда лежит в первооснове всех достижений человеческой цивилизации, компьютерная техника и Интернет не исключение. Однако зачастую складывается парадоксальная ситуация, когда «сапожник остается без сапог». Речь о том, что процесс информатизации физического образования и физических ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru