Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям, динамике. Дети с отклонениями нуждаются в своевременной диагностике и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, а роль микросреды, семьи и семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. В комплексной диагностике и коррекции отклонений в развитии ребенка семья занимает важное место.
Под «инвалидностью» понимается потеря или ограничение возможностей человека с детства получать образование и принимать участие в жизни общества, как все другие. Специфические условия общественного отношения к данной категории людей имеют характер столкновения между людьми с ограниченными возможностями и их окружением. Поэтому основным принципом был провозглашен принцип нормализации условий их жизнедеятельности.
Ребенок-инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, возникающие вследствие нарушения развития и роста ребенка, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
На январь 2007 г. в Республике Татарстан (РТ) отмечается рост числа зарегистрированных детей-инвалидов (на 30%), которое составило 17.573 человек, показатель 19,2 на 1000 против 18,7 в 2005 г. Среди детей-инвалидов почти половина приходится на возрастную группу 10-14 лет (46%), 5-9 лет – 27% в отличии от прошлого года данная возрастная группа перешла в ранг лидирующих и 0-4 лет – 13 %.
Несколько иная ситуация по первичной инвалидности детей, где соотношение детей в возрасте 10-14 лет и 0-4 лет почти одинаково и составляет 1/3. В структуре инвалидности детей преобладают висцеральные, метаболические нарушения (25%), удельный вес которых неуклонно растет, двигательные патологии (22%), умственные нарушения (18%), психические нарушения (10%), патологии органов зрения (8%), слуха (5%), уродующие нарушения (6%) и прочие (6%).
Ввиду того, что до сих пор не существует четких критериев инвалидности, много неучтенных детей с дефектами умственного и физического развития, которые не признаются инвалидами, но нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения.
Распределение детей инвалидов по главному нарушению состояния здоровья представлено ниже в виде диаграммы:
Умственные нарушения | |
Психические нарушения | |
Слуховые и вестибулярные нарушения | |
Зрительные нарушения | |
Висцеральные и метаболические нарушения | |
Двигательные нарушения | |
Уродующие нарушения | |
Прочие |
Рис. 1.1.1. Структура детской инвалидности в РТ в 2007 г. (в%)
Умственные и психические нарушения относятся к психическим недостаткам.
Умственные нарушения — состояния, обусловленные врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.
Актуально о образовании:
Путешествие в мир веществ
Вступительное слово Учитель. Вы пришли в необычный кабинет (подчеркнуть необычность кабинета, показать таблицы, химическую посуду, склянки с химическими реактивами и т.п.). В этом кабинете происходят таинственные вещи. Прежде чем показать вам интересные опыты, мы выясним, чем же занимаются в этом к ...
Система работы по развитию творческих способностей на формирующем этапе
эксперимента
Задачи экспериментальной работы: -исследование воздействия эстетических качеств среды на физиологию, психику, интеллект младших школьников; -организация эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности на протяжении формирующего эксперимента; -организация творческой деятельности ...
Новейшие способы привлечения учащихся в науку
В настоящее время наука не стоит на месте, она развивается. Развиваются также новые методы и способы привлечения учащихся в науку. Рассмотрим некоторые из них. А) Student-opportunities или «Студент Возможности» В рамках этой программы был представлен Студенческий конкурс плакатов. В направлении «Ас ...