Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Специфика лексического развития детей со стертой дизартрией

Страница 1

При изучении особенностей лексики у детей с речевой патологией перспективным и значимым является психолингвистический подход, а также современные представления о процессе развития лексики и различных аспектах ее изучения: о структуре значения слова и ее развитии в онтогенезе, о семантических полях и особенностях их формирования в онтогенезе (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн и др.).

Экспериментальные исследования, проведенные Лопатиной Л.В. , Серебряковой Н.В. с учетом указанных теоретических положений, позволили сделать следующие выводы об особенностях лексики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. Авторы отмечают вторичное недоразвитие лексического и грамматического строя речи у детей со стертой формой дизартрии. С точки зрения уровня несформированности лексического и грамматического строя речи категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных нарушений в экспрессивной речи.

В процессе усвоения значения слова ребенок-дошкольник прежде всего овладевает денотативными признаками семантической структуры слова. По мере развития процессов классификации, развития лексической системности в значении слова начинают осознаваться понятийные, лексико-семантические признаки.

У дошкольников со стертой формой дизартрии отмечается задержка в развитии семантической структуры слова, отклонения в соотношении денотативных и лексико-семантических компонентов значения, особенно обобщающих слов (в пользу преобладания денотативного компонента).

У детей 6—7 лет активно формируются семантические поля, однако дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована, отмечается в работах Н.В. Серебряковой. У детей с нормальным речевым развитием проявляются потенциальные возможности такой дифференциации, у детей же с нарушением речи какие-либо признаки дифференциации элементов семантического поля отсутствуют. Исследованием выявлен более низкий, по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, уровень выполнения многих заданий: на переименование предметов (Л. С. Выготский); объяснение значений слов, особенно слов обобщенного значения; на усвоение грамматического значения слова; дифференциацию слов, сходных по семантике. Так, сравнительные данные ответов детей с нормальным речевым развитием и детей со стертой формой дизартрии при объяснении семантики слов свидетельствуют о существенных различиях в использовании стратегий объяснения значений обобщающих слов и, таким образом, об их различной структуре.

В процессе определения слова детьми с нормальным речевым развитием денотативные признаки использовались лишь в 16,7% случаев, в то время как у детей со стертой формой дизартрии они имели место в 58% случаев, т. е. являлись доминирующими (например: овощи — в земле растут, мебель — сделано из дерева и т. д.). Особенно существенные различия наблюдались в стратегии, основанной на выделении ситуативных признаков денотата (в норме — 3,3%, у детей с речевой патологией — 23% ответов), а также в стратегии объяснения значения путем описания внешних, несущественных признаков денотата (в норме — 1,7%, у детей со стертой формой дизартрии — 19%).

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого аналитически
К ним относятся упражнения, обучающие различным видам обоснованной догадки при чтении. Например: 1. Определить смысл незнакомого текста по контексту: А) значение незнакомого слова раскрывается предшествующим контекстом: When you want to change a book you go to the library (англ.). Quand vous voulez ...

Диагностика по определению навыков общения
Как часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от новых друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребен ...

Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Целью работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата является исправление и доразвитие психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду. Чтобы правильно определить содержание образовательной и воспитательной работы, необ ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru