В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацией целей по развитию творческой активности и постановкой совершенно конкретных заданий в течение учебного года 2006 – 2007.
Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческой активности учащихся, выступало планомерное, целенаправленное предъявление творческих заданий в системе, отвечающей следующим требованиям:
1) познавательные творческие задания должны строиться на междисциплинной, интегративной основе и соответствовать развитию психических свойств личности – памяти, мышления, внимания, воображения;
2) творческие упражнения должны подбираться с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым; а затем и к собственно творческим;
3) система упражнений должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Каждое задание соответствует определенной теме учебника чтения "Маленькая дверь в большой мир" - 2 класс, авторы Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева.
Приведем конкретные примеры из разработанной системы творческих упражнений.
Урок 1.
Тема: Б. Заходер "Моя Вообразилия", "Сказочка".
Цель: развивать воображение, фантазию, речь.
1. Нарисовать свою страну Вообразилию.
2. Составить о ней рассказ.
Урок 4.
Тема: Русская народная сказка "Царь-девица".
Цель: учить планировать свою работу, развивать речь.
Изменить 4 часть сказки. Как все могло бы закончиться?
Урок 6.
Тема: П. Ершов "Конек-горбунок".
Цель: учить выражать личностное отношение к происходящему; развивать творческое воображение.
1. Расскажите, что бы вы увидели в полночь, если бы находились недалеко от этой поляны.
2. Нарисуйте Жар-птицу.
Урок 7.
Тема: П. Ершов "Конек-горбунок".
Цель: развивать творческое воображение; умение быстро ориентироваться в тексте; работать над выразительностью чтения.
1. Коллективное составление панно "Сказочная поляна".
2. Озвучивание диафильма.
Урок 9.
Тема: А.С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке".
Цель: развивать творческое мышление, воображение, наблюдательность.
1. Характеристика героев по плану:
а) Опиши героя. Какой он?
б) Где живет он? Чем занимается?
в) Какие поступки совершает? Почему?
г) Что думает о нем автор?
д) Что вам в нем понравилось и, что не понравилось?
2. Напишите, что бы вы попросили у золотой рыбки?
3. Нарисуйте, как бы вы оформили обложку книги "Сказка о рыбаке и рыбке".
Урок 11.
Тема: В. Одоевский "Мороз Иванович" .
Цель: развивать самостоятельность, инициативность, речь.
1. Придумать 2 вопроса к сказке.
2. Нарисовать того героя из сказки Одоевского, который, по-вашему мнению интереснее всего описан автором.
Урок 17.
Тема: Литовская сказка "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса" .
Цель: развитие творческого воображения, фантазии.
Задания даются по группам.
1. Нарисовать сад с волшебными колокольчиками.
2. Нарисовать волшебный пруд.
3. Нарисовать сказочный дом с говорящей птицей.
Урок 19.
Тема: Литовская сказка "Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса.
Цель: развивать творческое мышление, фантазию, речь.
1. Сочинить волшебную сказку.
2. Нарисовать рисунок к самому главному (смешному, страшному) моменту вашей сказки.
Урок 30.
Тема: Глава "Пауки и мухи". Дж. Р.Р. Толкин.
Цель: развивать выразительное чтение, воображение, умение быстро воспроизводить текст, выражать личностное отношение к происходящему.
1. Перечитать 7-8 части.
2. Нарисовать портрет Бильбо.
3. Составить рассказ о Бильбо по плану:
а) внешний вид.
б) где жил Бильбо?
в) Его привычки, любимые занятия.
г) Каким мы увидели Бильбо в трудных ситуациях?
Актуально о образовании:
Структура проблемного урока
Структура проблемного урока лежит в основе тематического и поурочного плана, предопределяющего логику анализа урока. Под структурой понимают различные варианты взаимодействия между элементами состава, возникающие в процессе функционирования объекта. Структурными элементами проблемного урока являютс ...
Общие приемы организации заучивания учащимися материала на уроке
Дозировка материала по объему. На одно занятие учитель должен предлагать ученикам небольшое количество фактов, причем они должны быть иллюстрированы соответствующими примерами и поставлены во взаимную связь. Следует помнить, что с увеличением количества фактов, подлежащих запоминанию, время, необхо ...
Основные требования к современному педагогическому процессу
Первое и основное требование к современному педагогическому процессу - содержание изучаемых материалов должно быть связано с жизнью, отражать научную истину и соответствовать современному уровню развития данной науки, а методы обучения - уровню новейших достижений дидактики. Ознакомление учащихся с ...