Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 1

Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, усвоение предметного, понятийного содержания каждого слова, расширение и углубление понимания семантических отношений между словами, воспитание навыков словообразования как основного средства пополнения словарного состава языка, отработку навыков правильного употребления слов в связной речи.

Работа над новым словом включает следующие методы и приемы:

- знакомство с новым словом, привлечение внимания детей к нему, создание речевой ситуации, вызов коммуникативной интенции; уточнение произношения слова.

- уточнение и расширение лексического значения слова в процессе выполнения упражнений, использование функционально-семантических графических схем в качестве речевых опор; речевые упражнения, загадки; создание лексико-семантических объединений слов, разнообразие этих связей (тематические, видо-родовые, синонимические, антонимические, отношение целого и части, родственные слова); усвоение особенностей употребления лексических единиц с учетом их семантических, парадигматических и синтагматических характеристик.

- активизация слова в связной речи, самостоятельное его использование через диалоги, рассказывание, пересказ, драматизации.

При подготовке конспектов логопедических занятий рекомендуется использовать примерный лексический материал по обобщающим темам, составленный с учетом программных требований детского сада.

Выделен номинативный, глагольный словарь и словарь признаков.

Рекомендуемый лексический материал

ЖИВОТНЫЕ Звери наших лесов: медведь, лиса, волк, заяц, белка, еж, лось. Звери жарких стран: лев, тигр, обезьяна, слон, бегемот, пантера, носорог, кенгуру, крокодил. Звери севера: тюлень, морж, северный олень. Детеныши животных: медвежонок — медвежата, зайчонок — зайчата, лисенок — лисята.

Части тела животных: голова, туловище, когти, пасть, грива, клыки, уши, хобот, челюсти, хвост, кожа, шерсть, морда, копыта, шея, спина, глаза, иголки (ежа), сумка (кенгуру), щетина. Признаки: рыжая, пушистая, хитрая, трусливый, пугливый, злой, голодный, сердитый, колючий, мохнатый, бурый, неуклюжий, неповоротливый, хищный. Действия: прыгать, петлять, заготавливать на зиму, линять, рыскать, выть, грызть, прятать.

Домашние птицы Домашние птицы: гусь, утка, курица-наседка, петух, индейка. Детеныши: утенок — утята, гусенок — гусята, цыпленок — цыплята, индюшонок — индюшата. Части тела домашних птиц: голова, туловище, шея, хвост, лапы, шпоры, перепонки, клюв, крыло, перья, пух, гребешок, бородка, крылья. Признаки: куриное (перышко), гусиные (лапки), утиный (клюв), индюшачий (хвост), петушиный (гребешок) и т. д. Действия: плавать, переплывать, отплывать, нырять (утка, гусь); летать, перелетать, взлетать (на забор), кукарекать, садиться на насест, нестись; гоготать (гусь), щипать (цыпленок).

Дикие птицы зимующие: ворона, сорока, галка, воробей, голубь, снегирь, сова, кукушка, дятел, синица и др. Перелетные птицы: грач, скворец, ласточка, журавль, аист, цапли. Части тела птиц: клюв, перья, пух, крылья, грудка, хохолок, лапы, оперенье, хвост. Признаки: красивые, разноцветные, певчие, шумные, голосистые, перелетные, зимующие. Действия: улетать (в теплые края), прилетать (из теплых стран), зимовать, вить (гнезда), высиживать (птенцов), откладывать (яйца), уничтожать (вредных насекомых, гусениц, жуков), ворковать (голубь), чирикать (воробей), каркать (ворона), щебетать (ласточка), петь, ухать (сова, филин).

Дом дом, этажи, стены, окна, рамы, балкон, фундамент, крыша, подвал, подъезд, лестница, лестничная клетка, мусоропровод, лифт, квартира, дверь, замок, замочная скважина, прихожая, ванная, кухня, комната, коридор, потолок; детский сад, ясли, школа, институт, университет, театр, кинотеатр, музей, цирк; столовая, ресторан, магазин, библиотека, аптека, химчистка; поликлиника, больница, дом отдыха, санаторий; фабрика, завод. Признаки: продовольственный, хлебный, молочный, овощной, промтоварный, книжный, обувной (магазин). Многоэтажные, одноэтажные, десятиэтажные, глиняные, деревянные, блочные; каменные, бетонные, жилые, нежилые (дома). Действия: строить, белить, красить, достраивать, ремонтировать, заселять, переселять.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

План-конспект урока химии с применением технологии модульного обучения
Тема: Кислоты Цель: Обобщение понятия о кислотах, изученных в предыдущих темах. Познакомиться с классификацией кислот и их взаимодействием с солями. Развивать умение составлять уравнения химических реакций, производить расчеты по ним, осуществлять химический эксперимент. Методы: объяснение, беседа, ...

Организация обучения решению текстовых задач на уроках математики
Значительное внимание уделяется вопросам организации обучения решению задач на уроках математики в процессе учебной работы над задачей. Выделяют следующие организации обучения решению текстовых задач: Фронтальное решение текстовых задач. Под фронтальным решением задач обычно понимают решение одной ...

Посещение занятий педагога-логопеда
Логопедическое занятие по теме: "Звук л" Этап: автоматизация звука в словах. Цели: закреплять правильное произношение звука л в словах; развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза); развитие внима ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru