Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования

Новое о образовании » Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования » Методы воспитательной работы с младшими школьниками в условиях дополнительного образования

Страница 3

Развитие творческих способностей на занятиях по программе "РТМ" происходило в двух направлениях. Во-первых, в программе присутствовал самостоятельный модуль развития творческих способностей. При выполнении заданий из этого модуля дети в процессе решения задач преимущественно дивергентного типа обучались преодолевать сложившиеся стереотипы и не бояться выдвигать смелые и неожиданные идеи. Во-вторых, развитие творческого мышления младших школьников происходило и при использовании игр и заданий из модулей развития всех познавательных процессов в рамках поставленных целей. Так, например, при выполнении заданий, направленных на развитие восприятия размера, цвета, формы педагог способствовал тому, чтобы дети, отвечая на вопрос "Что бывает таким же (например, по форме)?", давали большое количество самых разнообразных ответов. При этом педагоги руководствовались следующими правилами:

• Стимулирование как можно большего числа вариантов ответов.

• Недопустимость отрицательной критики.

• Систематизация ответов (на доске рисуются "ящики", куда "складываются" однотипные идеи).

• Поощрение детей, придумавших новый тип решений ("новый ящик").

• Комбинирование уже высказанных альтернатив для создания новых.

Занятия были комплексными, с постоянной сменой вида деятельности. Игры и задания брались из блоков определенного уровня и включались в единый сказочный или познавательный сюжет. Каждое конкретное занятие творчески разрабатывалось педагогом с учетом неодинаковой сложности заданий из блоков различных модулей, а также уровня развития, возрастных и психофизиологических особенностей детей каждой группы. В процессе занятий педагоги способствовали развитию у детей таких личностных качеств, как настойчивость в самостоятельном достижении поставленной цели, умение отстоять свою точку зрения и уважение к мнению других, коммуникативные навыки, умение работать в творческом коллективе. Было организовано вовлечение в образовательный процесс родителей, при этом были опробованы различные формы взаимодействия детей, родителей и педагога; от совместных занятий и консультаций до интеллектуально-творческих турниров.

В силу своих возрастных особенностей младшие школьники отличаются высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу "зажигает" их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну. Это послужило причиной использования метода проблемных ситуаций. Применение этого метода на конкретном уроке можно посмотреть в пункте 2.2 данной курсовой работы.

Недостаток технических средств не позволяет иллюстрировать учебный материал показом фильмов, слайдов и т.п. Поэтому сообщаемые воспитанникам сведения, не связанные с какими-либо конкретными образами, плохо запоминаются. В устранения этого недостатка педагогам помог метод создания на уроках ситуации занимательности.

Формы занимательных упражнений могут быть различными: ребусы, кроссворды, чайнворды, викторины, загадки и т.п.

С целью развития творческой активности воспитанников специалисты стараются разнообразить не только методы обучения и воспитания, но и формы организации работы детей на занятиях.

Известно, что наиболее распространённые формы работы воспитанников на занятии – фронтальная и индивидуальная. Индивидуальная работа заключается в том, что ученик выполняет задание самостоятельно. Фронтальная работа предусматривает участие всей группы. При фронтальной форме работы воспитанники, обладающие низкими учебными возможностями, отстают от своих товарищей, не успевая за общим темпом работы. Если же педагог будет снижать темп работы, подстраиваясь под них, он будет сдерживать более сильных учеников. Естественно, индивидуальная работа предполагает индивидуализацию обучения, использование дифференцированного подхода, тогда как фронтальная его обеспечить практически не в состоянии. Поэтому реальным является наличие определённого процента воспитанников, не принимающих активного участия в работе.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Д.И. Менделеев о средней общеобразовательной школе
Д.И. Менделеев полагал, что главная задача среднего образования - это развитие личности учеников, сознательного отношения к окружающему, трудолюбия, наблюдательности, способности к обсуждению важных вопросов. Он был сторонником строго продуманного плана обучения в средней школе и требовал определен ...

Личность как содержательное обобщение высшего уровня
Академик РАО В.В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающие теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением таког ...

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru