В настоящее время интенсивно развиваются различные теории обучения. Мнения ученых, занимающихся процессуальной стороной обучения, по многим вопросам расходятся. Однако они едины в том, что в основе развития (в том числе и творческого мышления) лежит собственная учебная деятельность школьника. Таким образом, деятельностный подход к обучению должен быть взят на вооружение всеми учителями.
Для лучшего осмысления подхода к организации познавательного процесса личности будем сравнивать традиционные и экспериментальные технологии обучения.
Анализ состояния педагогической практики в аспекте организации деятельности учащихся приводит к выводу о том, что методисты и учителя представляют учебную деятельность абстрактно, как любой процесс приобретения знаний, умений и навыков. Они не осознают целостность структуры учебной деятельности, не выделяют для себя ее компоненты и, следовательно, не формируют их у учащихся. Как правило, лишь в конце своей педагогической деятельности некоторые учителя эмпирически, интуитивно сосредоточивают внимание на тех или иных компонентах учебной деятельности и в этом случае добиваются улучшения отношения учащихся к учебному труду.
Почему же основная масса учащихся из года в год теряет интерес к учению? Они инфантильны, безынициативны, у них отсутствует активная жизненная позиция. А ведь такие выпускники затем приходят в вузы, на производство. Причины этого явления в том, что сложившаяся технология обучения вопреки нашему желанию превращает обучающегося в пассивного созерцателя. Выйти из создавшегося положения можно, лишь изменив всю технологию обучения (содержание и методы) путем организации учебного процесса.
Учебный процесс, как известно, имеет содержательную и процессуальную стороны. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Начнем с процессуальной стороны, ибо она формирует личность, а содержание выступает в качестве средства реализации этой цели.
I. Деятельностный подход в обучении
Концентрируя внимание на процессуальной стороне обучения, отметим общепринятый факт, что любой индивид развивается в деятельности. Поэтому вначале безотносительно к учебному процессу рассмотрим действия, которые совершает человек в деятельности. Во-первых, исходя из потребностей своей жизнедеятельности, индивид сознательно или бессознательно выдвигает для себя ту или иную цель. Соизмерив цели с условиями своей жизни, он планирует действия по реализации этой цели. Во-вторых, в соответствии с намеченным планом он совершает умственные и практические действия по реализации этой цели. В-третьих, его действия непременно им же контролируются и оцениваются. Это как бы первый виток деятельности. Второй виток развивается следующим образом: на основе осознания (рефлексии) результатов предыдущего витка развития индивид формирует новую цель, базирующуюся на результатах реализации первой, затем планирует свои действия, совершает умственные и практические действия, контролирует и оценивает свои действия и на этой основе ставит новые цели. При этом начинается третий виток деятельности. И т. д.
Развитие индивида прекратится, если будет нарушена такая взаимосвязанная цепь действий: действия целеполагания и планирования (1), действия по реализации цели, действия контроля, действия оценки.
Стоит нарушить целостность этой модели развивающейся деятельности путем опускания какого-либо (хотя бы одного) компонента, как сразу развитие обучаемого будет нарушено. Разорванность и фрагментарность деятельности внесет в, казалось бы, активную жизнь индивида бессистемность, суету. Развитие его при этом остановится, и фактически он превратится в биоробота.
II. Учебная деятельность при традиционном обучении
Проанализируем с рассмотренных позиций, насколько целостна учебная деятельность учащегося в классно-урочной системе обучения. Для этого ответим на следующие вопросы:
Кто ставит цель урока? (Учитель)
Кто реализует цели, выдвинутые учителем? (До некоторой степени – учащиеся, но совместно с учителем)
Кто контролирует действия учащихся? (Учитель)
Кто оценивает действия учащихся? (Учитель)
Таким образом, ученик частично выполняет лишь один компонент деятельности – участвует в реализации цели урока, поставленной учителем.
Итак, выявляется разорванность деятельности и соответственно разорванность развития обучаемого. В процессе обучения в школе он выполняет функцию биоробота. И стоит ли после этого удивляться безынициативности, инфантильности выпускников, отсутствию у них активной жизненной позиции. Они привыкли выполнять лишь кое-что из того, что необходимо для превращения индивида в активного субъекта.
Актуально о образовании:
Сравнение эффективности уроков проводимых в
классической форме и уроков на основе модульной технологии в 9 "А"
классе СШ №40 в 2011–2012 учебном году
Отдельные уроки по химии проводились в двух девятых классах в течение учебного года. В одном классе уроки проводились по модульной технологии, а во втором в классической форме, для того чтобы выявить эффективность двух используемых технологий преподавания. В 9 "А" классе СШ №40 в 2011–201 ...
Подготовка учителя к организации развития творческого потенциала учащихся
на уроках по культурологическим дисциплинам
Развитие творческого потенциала учащихся требует создания специальных условий познавательного учебного процесса. Успешное выполнение этих задач во многом зависит от понимания себя и самооценки учителя. Самопознание, самоуправление, забота о своем психическом здоровье – важнейшая задача любого педаг ...
Диагностика агрессивности у детей младшего школьного возраста
Основной проблемой диагностики детской агрессивности является подбор методически правильных, валидных, надежных и репрезентативных методик, которые позволяют создать общую картину социального взаимодействия ребенка с окружающим его социальным миром. Диагностика было проведена на учащихся группы про ...