Организация собственной деятельности учащихся на уроке

Страница 1

В настоящее время интенсивно развиваются различные теории обучения. Мнения ученых, занимающихся процессуальной стороной обучения, по многим вопросам расходятся. Однако они едины в том, что в основе развития (в том числе и творческого мышления) лежит собственная учебная деятельность школьника. Таким образом, деятельностный подход к обучению должен быть взят на вооружение всеми учителями.

Для лучшего осмысления подхода к организации познавательного процесса личности будем сравнивать традиционные и экспериментальные технологии обучения.

Анализ состояния педагогической практики в аспекте организации деятельности учащихся приводит к выводу о том, что методисты и учителя представляют учебную деятельность абстрактно, как любой процесс приобретения знаний, умений и навыков. Они не осознают целостность структуры учебной деятельности, не выделяют для себя ее компоненты и, следовательно, не формируют их у учащихся. Как правило, лишь в конце своей педагогической деятельности некоторые учителя эмпирически, интуитивно сосредоточивают внимание на тех или иных компонентах учебной деятельности и в этом случае добиваются улучшения отношения учащихся к учебному труду.

Почему же основная масса учащихся из года в год теряет интерес к учению? Они инфантильны, безынициативны, у них отсутствует активная жизненная позиция. А ведь такие выпускники затем приходят в вузы, на производство. Причины этого явления в том, что сложившаяся технология обучения вопреки нашему желанию превращает обучающегося в пассивного созерцателя. Выйти из создавшегося положения можно, лишь изменив всю технологию обучения (содержание и методы) путем организации учебного процесса.

Учебный процесс, как известно, имеет содержательную и процессуальную стороны. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Начнем с процессуальной стороны, ибо она формирует личность, а содержание выступает в качестве средства реализации этой цели.

I. Деятельностный подход в обучении

Концентрируя внимание на процессуальной стороне обучения, отметим общепринятый факт, что любой индивид развивается в деятельности. Поэтому вначале безотносительно к учебному процессу рассмотрим действия, которые совершает человек в деятельности. Во-первых, исходя из потребностей своей жизнедеятельности, индивид сознательно или бессознательно выдвигает для себя ту или иную цель. Соизмерив цели с условиями своей жизни, он планирует действия по реализации этой цели. Во-вторых, в соответствии с намеченным планом он совершает умственные и практические действия по реализации этой цели. В-третьих, его действия непременно им же контролируются и оцениваются. Это как бы первый виток деятельности. Второй виток развивается следующим образом: на основе осознания (рефлексии) результатов предыдущего витка развития индивид формирует новую цель, базирующуюся на результатах реализации первой, затем планирует свои действия, совершает умственные и практические действия, контролирует и оценивает свои действия и на этой основе ставит новые цели. При этом начинается третий виток деятельности. И т. д.

Развитие индивида прекратится, если будет нарушена такая взаимосвязанная цепь действий: действия целеполагания и планирования (1), действия по реализации цели, действия контроля, действия оценки.

Стоит нарушить целостность этой модели развивающейся деятельности путем опускания какого-либо (хотя бы одного) компонента, как сразу развитие обучаемого будет нарушено. Разорванность и фрагментарность деятельности внесет в, казалось бы, активную жизнь индивида бессистемность, суету. Развитие его при этом остановится, и фактически он превратится в биоробота.

II. Учебная деятельность при традиционном обучении

Проанализируем с рассмотренных позиций, насколько целостна учебная деятельность учащегося в классно-урочной системе обучения. Для этого ответим на следующие вопросы:

Кто ставит цель урока? (Учитель)

Кто реализует цели, выдвинутые учителем? (До некоторой степени – учащиеся, но совместно с учителем)

Кто контролирует действия учащихся? (Учитель)

Кто оценивает действия учащихся? (Учитель)

Таким образом, ученик частично выполняет лишь один компонент деятельности – участвует в реализации цели урока, поставленной учителем.

Итак, выявляется разорванность деятельности и соответственно разорванность развития обучаемого. В процессе обучения в школе он выполняет функцию биоробота. И стоит ли после этого удивляться безынициативности, инфантильности выпускников, отсутствию у них активной жизненной позиции. Они привыкли выполнять лишь кое-что из того, что необходимо для превращения индивида в активного субъекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Связь методики развития речи с другими науками
Методика развития речи связана с другими науками, прежде всего с наукой о языке - языкознанием. Она опирается на данные таких разделов языкознания, как фонетика и орфоэпия, занимающихся звуковой, произносительной стороной языка, лексикология и грамматика, которые изучают словарный состав языка, стр ...

Зарождение методики обучения биологии в России в Средние века
На Руси в Средние века школы создавались, как правило, при церкви или монастыре. Так, в 1648 году боярин Федор Ртищев на свои средства открыл в Москве школу при Андреевском монастыре. В 1682 году ученик Симеона Полоцкого Сильвестр Медведев также при монастыре открывает школу. Наряду с грамматикой и ...

Методы педагогических исследований
У каждого, изучающего теорию педагогики, возникают вопросы, как получены те или иные теоретические выводы, насколько правильно они отражают реальную действительность, можно ли им доверять. Пути, способы познания объективной реальности принято называть методами исследования. С помощью методов каждая ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru