Организация собственной деятельности учащихся на уроке

Страница 1

В настоящее время интенсивно развиваются различные теории обучения. Мнения ученых, занимающихся процессуальной стороной обучения, по многим вопросам расходятся. Однако они едины в том, что в основе развития (в том числе и творческого мышления) лежит собственная учебная деятельность школьника. Таким образом, деятельностный подход к обучению должен быть взят на вооружение всеми учителями.

Для лучшего осмысления подхода к организации познавательного процесса личности будем сравнивать традиционные и экспериментальные технологии обучения.

Анализ состояния педагогической практики в аспекте организации деятельности учащихся приводит к выводу о том, что методисты и учителя представляют учебную деятельность абстрактно, как любой процесс приобретения знаний, умений и навыков. Они не осознают целостность структуры учебной деятельности, не выделяют для себя ее компоненты и, следовательно, не формируют их у учащихся. Как правило, лишь в конце своей педагогической деятельности некоторые учителя эмпирически, интуитивно сосредоточивают внимание на тех или иных компонентах учебной деятельности и в этом случае добиваются улучшения отношения учащихся к учебному труду.

Почему же основная масса учащихся из года в год теряет интерес к учению? Они инфантильны, безынициативны, у них отсутствует активная жизненная позиция. А ведь такие выпускники затем приходят в вузы, на производство. Причины этого явления в том, что сложившаяся технология обучения вопреки нашему желанию превращает обучающегося в пассивного созерцателя. Выйти из создавшегося положения можно, лишь изменив всю технологию обучения (содержание и методы) путем организации учебного процесса.

Учебный процесс, как известно, имеет содержательную и процессуальную стороны. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Начнем с процессуальной стороны, ибо она формирует личность, а содержание выступает в качестве средства реализации этой цели.

I. Деятельностный подход в обучении

Концентрируя внимание на процессуальной стороне обучения, отметим общепринятый факт, что любой индивид развивается в деятельности. Поэтому вначале безотносительно к учебному процессу рассмотрим действия, которые совершает человек в деятельности. Во-первых, исходя из потребностей своей жизнедеятельности, индивид сознательно или бессознательно выдвигает для себя ту или иную цель. Соизмерив цели с условиями своей жизни, он планирует действия по реализации этой цели. Во-вторых, в соответствии с намеченным планом он совершает умственные и практические действия по реализации этой цели. В-третьих, его действия непременно им же контролируются и оцениваются. Это как бы первый виток деятельности. Второй виток развивается следующим образом: на основе осознания (рефлексии) результатов предыдущего витка развития индивид формирует новую цель, базирующуюся на результатах реализации первой, затем планирует свои действия, совершает умственные и практические действия, контролирует и оценивает свои действия и на этой основе ставит новые цели. При этом начинается третий виток деятельности. И т. д.

Развитие индивида прекратится, если будет нарушена такая взаимосвязанная цепь действий: действия целеполагания и планирования (1), действия по реализации цели, действия контроля, действия оценки.

Стоит нарушить целостность этой модели развивающейся деятельности путем опускания какого-либо (хотя бы одного) компонента, как сразу развитие обучаемого будет нарушено. Разорванность и фрагментарность деятельности внесет в, казалось бы, активную жизнь индивида бессистемность, суету. Развитие его при этом остановится, и фактически он превратится в биоробота.

II. Учебная деятельность при традиционном обучении

Проанализируем с рассмотренных позиций, насколько целостна учебная деятельность учащегося в классно-урочной системе обучения. Для этого ответим на следующие вопросы:

Кто ставит цель урока? (Учитель)

Кто реализует цели, выдвинутые учителем? (До некоторой степени – учащиеся, но совместно с учителем)

Кто контролирует действия учащихся? (Учитель)

Кто оценивает действия учащихся? (Учитель)

Таким образом, ученик частично выполняет лишь один компонент деятельности – участвует в реализации цели урока, поставленной учителем.

Итак, выявляется разорванность деятельности и соответственно разорванность развития обучаемого. В процессе обучения в школе он выполняет функцию биоробота. И стоит ли после этого удивляться безынициативности, инфантильности выпускников, отсутствию у них активной жизненной позиции. Они привыкли выполнять лишь кое-что из того, что необходимо для превращения индивида в активного субъекта.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Актуально о образовании:

Наблюдения за насекомыми
Фенологическое изучение насекомых проводится параллельно с наблюдениями за растениями, которыми они питаются. Если, например, ведутся наблюдения за яблоневой плодожоркой, то одновременно следят и за сезонным развитием яблони. Некоторые периодические явления, представляющие прямой практический интер ...

Объект и программа исследований
Объект 1: 10 классы средней школы №1 г.п. Корма. Эти классы были выбраны нами не случайно, т.к. они не специализированы по химии, разные по успеваемости. Работа в 10-х классах строится по программе средней школы 1999 г., и в соответствии с этой программой учащиеся в 10-х классах изучают неорганичес ...

Концептуальные основы проблемного обучения
Концепция проблемного обучения, как и любая другая педагогическая концепция, при ее формулировке неизбежно раскрывает субъективные особенности сознания, предпочтения педагога или исследователя. Именно поэтому в педагогической литературе даются различные определения этого понятия, в той или иной мер ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru