Технологии интегрированного обучения

Страница 3

Интеграция предполагает прежде всего существенное развитие межпредметных связей, переход от согласования преподавания ряда предметов и глубокому их взаимодействию. Это взаимодействие может быть реализовано на разных уровнях.

Первый начальный уровень интеграции соответствует принципу «вторжения в чужую область». Он заключается в том, что на уроки по одному предмету привлекаются понятия, образы и представления из других дисциплин, т.е. в рамках одного предмета активно используются знания, полученные по другим предметам. Это способствует не только формированию целостной системы знаний об окружающем мире, но и лучшему усвоению собственно материала.

Вертикальные виды интеграции объединяют материал различных дисциплин из разных лет обучения. Интеграция может привести, в частности, к объединению «близких» предметов. Программа «Человек и общество» объединяет биологию, психологию, этику и психологию семейной жизни. Существуют интегрированные предметы – «Окружающий мир», «Человек и природа», программы, которые объединяют труд и черчение, астрономию и физику.

Я предлагаю интегрировать предметы циклично, изменяя учебный процесс. В частности, предлагаю следующие циклы:

1. цикл естественно-научных дисциплин;

2. физико-математические дисциплины;

3. предметы гуманитарного образования;

4. технология жизнеобеспечения.

Интеграция обеспечивает гибкость классно-урочной системы. Но это еще и пример сотрудничества, сотворчества учителей разных предметов. Проведение интегрированных уроков требует от учителей особой подготовки. Эти занятия надо готовить специально, чтобы не получить сразу несколько рассказов разных учителей на одном уроке. Надо заранее продумать все до мелочей. Заранее продумать, а лучше включить в тематический план: где, когда, по какой теме нужно поработать с другими учителями. Лучший результат получается, когда урок ведут два-три учителя, но не больше. Важным моментом проведения интегрированных уроков является психологическая совместимость учителей. Здесь не должно быть никаких амбиций. Цель интегрированного урока – все вместе, единое целое.

Интеграция в обучении выполняет ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на основании интеграции возможно формирование у учащихся целостного представления о мире.

Образовательная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью формируются такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость.

Развивающая функция таких уроков определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности. Интеграция уроков помогает преодолеть предметную инертность мышления и расширяет кругозор учащихся.

Воспитывающая функция реализует комплексный подход к воспитанию, повышает идейно-воспитательную и политическую направленность обучения.

Конструктивная функция интегрированных уроков состоит в том, что с их помощью совершенствуется содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.

Интегрированные уроки могут быть различными по форме их проведения. Это может быть дискуссия, конференция, лекция. Все зависит от творчества учителя, темы урока.

Что касается уроков литературы, то литературу, я считаю, нельзя преподавать как простой учебный предмет. Литература – это вид искусства и преподавать его необходимо творчески. Нельзя забывать, что в центре литературы всегда стоял и стоит человек. Недаром М.Горький называл литературу человековедением. Создавая свои образы прежде всего при помощи слова, писатель охватывает многие сферы и стороны действительности, он может переносить своих действующих лиц в различные эпохи и в любые города и страны. Здесь, я думаю, очевидна связь с историей, географией. И если учитель работает творчески, то он обязательно увидит эту связь и попробует провести ее через такие уроки.

Пока еще не существует сформированной теоретической базы, определяющей особенности интегрированных уроков, системы связей между областями научных и художественных знаний, входящих в структуру урока, его содержание и композицию.

Повторяю, здесь все зависит от учителя, его творчества.

На протяжении трех лет совместной работы с учителями, работающими со мной, мы проводили интегрированные уроки с учителем истории, географии, МХК, английского языка.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Возрастные нормативы эмоционального коммуникативно познавательного развития
Внешние проявления потребностно-мотивационных и операционно технических новообразований образуют в совокупности определенные возрастные симптомо комплексы, выявляя которые диагност-дефектолог и судит о своевременном или задержанном (шире — аномальном) развитии обследуемого. Однако останавливаться в ...

Периодизация с точки зрения ведущих видов деятельности
Осознание значимости детства в процессе становления личности приходит довольно поздно. Открытие личности в эпоху Возрождения лишь спустя два столетия приводит к поискам ее истоков, к постановке проблемы ее формирования и развития. Новая наука - детская психология появляется в конце XIX столетия, и ...

Роль проблемного обучения и его сущность
В данном параграфе мы проследим путь развития проблемного обучения в педагогической теории и практике отечественных и зарубежных педагогов. Еще с древних времен величайшие педагоги всегда искали методические пути преобразования учебного труда в радостный процесс мира, развития умственных сил и спос ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru