Технологии интегрированного обучения

Страница 2

Интеграция (лат. воссоединение, воспроизведение) – объединение в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разъединенных, неупорядоченных явлений, частей какого-либо целого… Под интеграцией может пониматься результат процесса объединения и сплочения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченное функционирование частей целого. («Краткий словарь по социологии»).

Я считаю, что интегральная учебная книга должна включать в себя не только систему знаний (методологических, общенаучных, специальных), но и систему умений; и основу содержания такой учебной книги должны составлять самостоятельные учебно-познавательные работы (творческие и частично – поисковые). Именно творческие виды работы развивают:

1. собственно-познавательную деятельность, формируют научные знания и умения;

2. сознательное и активное отношение к способам познания;

3. навыки применения на практике.

В этих двух учебниках литературы любое художественное произведение изучается как результат творческой деятельности. А в самостоятельных работах учащихся реализуется прежде всего педагогика сотворчества учителя и учащегося. Читая, изучая, анализируя художественное произведение, ученик имеет право на вариативность решения (в зависимости от уровня знаний и умений ребенка). И конечный результат, который известен учителю, - тоже лишь один из вариантов, требующих обоснования, а поэтому не обязательно это «истина в последней инстанции», к которой нужно подогнать решение учеников. Пусть ребята выскажут свою точку зрения. Вот это и будет подлинным сотворчеством. Ребенок должен додуматься и уметь обосновать свою позицию – обратиться к другой литературе (например, к критическим статьям). Именно такая сотворческая учебная деятельность и формирует мировоззренческие позиции, вырабатывает собственные взгляды и убеждения.

В интегральной учебной книге должны быть такие творческие задачи, которые не имеют однозначного ответа или решение которых неизвестно учителю.

А материал в интегральном учебнике должен быть справочный (дает знания для выполнения самостоятельных работ); направляющий (организует учение как самообразование); учебный (учит общению с книгой); воспитывающий (помогает решать жизненно значимые проблемы).

Следовательно, любой школьный учебник должен давать толчок собственным мыслям, приводить в движение воображение и позволять аргументировать свои варианты.

На сегодняшний день эти два учебника литературы я считаю интегральными, способными научить ребенка не только читать, но и думать.

Еще одна задача, стоящая перед нами, - научить ребенка чувствовать, переживать, любить все живое. Без этого, я считаю, нет Личности.

Учебник «Русская речь». Автор Е.И.Никитина. Этот учебник поможет нам воспитать добро в ребенке. Используя этот учебник, можно проводить интегрированные уроки с учителями музыки и изобразительного искусства.

К счастью, начался процесс интеграции русского языка и литературы. Вышло прекрасное учебное пособие А.Власенкова «Русская словесность. Интегрированные уроки русского языка и литературы».

Свой первый интегрированный урок я провела с ребятами 8 класса вместе с учителем МХК по теме: «Описание по воображению и памяти». (Цель: подготовить ребят к написанию сочинения по теме: «Весна в моем воображении»). Этот интегрированный урок помог учащимся:

1) увидеть богатство и красоту родного русского языка;

2) почувствовать прекрасные звуки классической музыки (звучала пьеса П.И.Чайковского «Март»);

3) развить художественный вкус, понять главную мысль художника (учитель ИЗО рассказывал о картинах И.Левитана и Н.Ромадина).

Эти разные виды искусства, каждый своими специфическими средствами (музыка – посредством звуков, живопись – посредством цвета) могут отражать одни и те же чувства, мысли, идеи. Я думаю, что ребята это поняли.

Многие преподаватели считают, что интегрированные уроки сегодня не нужны. Я же уверена в том, что такие уроки необходимы, так как именно они способны дать ребенку всестороннее представление по какой-либо теме и развить у него внутреннюю потребность учиться.

В чем же я вижу положительные стороны интегрированных уроков? Что предполагает интеграция и каковы ее функции? Об этом я и попробую рассказать.

Я считаю, что интегрированные уроки усиливают активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем соединения одних учебных дисциплин с содержанием других. Это способствует образованию всесторонних, целостных представлений, формированию научных понятий, познанию закономерностей, лучшему пониманию сложных общественных явлений.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Методика работы с техническими средствами обучения
Технические средства обучения (ТСО) – это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. Под техническими средствами обучения также понимают различные технические устройст ...

Зарождение образования в Советском районе
До XIX века в слободе Кукарке (ныне город Советск) не было ни одного учебного или культурно - просветительского учреждения. В статистических сведениях Кукарского приказа сказано, что в приказе ни частных, ни народных училищ нет, из удельных крестьян 304 человека умеют читать и писать. В 1838 году п ...

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru