Технологии интегрированного обучения

Страница 2

Интеграция (лат. воссоединение, воспроизведение) – объединение в одно целое, упорядочение, структурирование ранее разъединенных, неупорядоченных явлений, частей какого-либо целого… Под интеграцией может пониматься результат процесса объединения и сплочения, т.е. состояние гармонической уравновешенности, упорядоченное функционирование частей целого. («Краткий словарь по социологии»).

Я считаю, что интегральная учебная книга должна включать в себя не только систему знаний (методологических, общенаучных, специальных), но и систему умений; и основу содержания такой учебной книги должны составлять самостоятельные учебно-познавательные работы (творческие и частично – поисковые). Именно творческие виды работы развивают:

1. собственно-познавательную деятельность, формируют научные знания и умения;

2. сознательное и активное отношение к способам познания;

3. навыки применения на практике.

В этих двух учебниках литературы любое художественное произведение изучается как результат творческой деятельности. А в самостоятельных работах учащихся реализуется прежде всего педагогика сотворчества учителя и учащегося. Читая, изучая, анализируя художественное произведение, ученик имеет право на вариативность решения (в зависимости от уровня знаний и умений ребенка). И конечный результат, который известен учителю, - тоже лишь один из вариантов, требующих обоснования, а поэтому не обязательно это «истина в последней инстанции», к которой нужно подогнать решение учеников. Пусть ребята выскажут свою точку зрения. Вот это и будет подлинным сотворчеством. Ребенок должен додуматься и уметь обосновать свою позицию – обратиться к другой литературе (например, к критическим статьям). Именно такая сотворческая учебная деятельность и формирует мировоззренческие позиции, вырабатывает собственные взгляды и убеждения.

В интегральной учебной книге должны быть такие творческие задачи, которые не имеют однозначного ответа или решение которых неизвестно учителю.

А материал в интегральном учебнике должен быть справочный (дает знания для выполнения самостоятельных работ); направляющий (организует учение как самообразование); учебный (учит общению с книгой); воспитывающий (помогает решать жизненно значимые проблемы).

Следовательно, любой школьный учебник должен давать толчок собственным мыслям, приводить в движение воображение и позволять аргументировать свои варианты.

На сегодняшний день эти два учебника литературы я считаю интегральными, способными научить ребенка не только читать, но и думать.

Еще одна задача, стоящая перед нами, - научить ребенка чувствовать, переживать, любить все живое. Без этого, я считаю, нет Личности.

Учебник «Русская речь». Автор Е.И.Никитина. Этот учебник поможет нам воспитать добро в ребенке. Используя этот учебник, можно проводить интегрированные уроки с учителями музыки и изобразительного искусства.

К счастью, начался процесс интеграции русского языка и литературы. Вышло прекрасное учебное пособие А.Власенкова «Русская словесность. Интегрированные уроки русского языка и литературы».

Свой первый интегрированный урок я провела с ребятами 8 класса вместе с учителем МХК по теме: «Описание по воображению и памяти». (Цель: подготовить ребят к написанию сочинения по теме: «Весна в моем воображении»). Этот интегрированный урок помог учащимся:

1) увидеть богатство и красоту родного русского языка;

2) почувствовать прекрасные звуки классической музыки (звучала пьеса П.И.Чайковского «Март»);

3) развить художественный вкус, понять главную мысль художника (учитель ИЗО рассказывал о картинах И.Левитана и Н.Ромадина).

Эти разные виды искусства, каждый своими специфическими средствами (музыка – посредством звуков, живопись – посредством цвета) могут отражать одни и те же чувства, мысли, идеи. Я думаю, что ребята это поняли.

Многие преподаватели считают, что интегрированные уроки сегодня не нужны. Я же уверена в том, что такие уроки необходимы, так как именно они способны дать ребенку всестороннее представление по какой-либо теме и развить у него внутреннюю потребность учиться.

В чем же я вижу положительные стороны интегрированных уроков? Что предполагает интеграция и каковы ее функции? Об этом я и попробую рассказать.

Я считаю, что интегрированные уроки усиливают активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем соединения одних учебных дисциплин с содержанием других. Это способствует образованию всесторонних, целостных представлений, формированию научных понятий, познанию закономерностей, лучшему пониманию сложных общественных явлений.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Выявление меры связи между характеристиками мышления и успешностью в обучении математике
После проведения исследований характеристик мышления и получения результатов проверим гипотезу о связи между мышлением учеников и их достижениями в математике. Попробуем установить, влияет ли уровень развития мышления учащихся на их успешность в обучении математике, зависят ли результаты обучения о ...

Понятие об эмоциях и чувствах
Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное. Рассудочное отношение к ним, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие – негодование, одни вещи нравится. Другие вызывают у него неудовольствие, о ...

Характеристика дополнительного образования
Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru