«В современной науке все нагляднее просматривается взаимодействие двух основных тенденций ее развития: интеграции и дифференциации научных дисциплин, проблемных областей (наряду с такими тенденциями, как систематизация, иерархизация, кумулятивность). Но в центре любого научного познания находится психология – наука о человеке».
Вот об этом необходимо помнить всегда. В школе, как нигде больше, очень важно учитывать индивидуально-психологические особенности детей. В настоящее время выделены 13 типов акцентуации характера, каждый из которых имеет общеповеденческую специфику коммуникативного проявления (это и интеллектуальные, эмоциональные, волевые, поведенческие черты характера личности).
Любому учителю необходимо также помнить заповеди:
- уважай в ученике человека, личность;
- постоянно ищи возможности саморазвития и самосовершенствования;
- передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их осваивать, был готов их использовать в различных ситуациях
Учитель обязан быть личностью, чтобы воспитать личность.
Быть учителем – это большая ответственность перед обществом и перед собой. Об этом тоже не следует забывать.
Школьный учитель должен обладать и определенными умениями.
А.К.Маркова выделила 9 групп основных педагогических умений.
1. Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач (обязательно при этом ориентироваться на ученика); гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения ситуации.
2. Умение работать с содержанием учебного материала (новые технологии обучения), обновлять учебный предмет, устанавливать межпредметные связи – «чему учить».
3. «Кого учить». Изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, речи…)
4. «Как учить». Умение отбирать и применять сочетание приемов и форм обучения и воспитания; применять дифференцированный и индивидуальные подходы к учащимся.
5. Умение использовать знания (психологические); передового педагогического опыта; анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей.
6. Приемы, способствующие достижению высокого уровня общения. Это умение понять позицию другого, использовать демократический стиль руководства; воздействовать на ученика не прямо, а косвенно.
7. Умение осознавать перспективу своего профессионального роста; определять особенности своего индивидуального стиля; укреплять свои сильные стороны; устранять слабые.
8. Умение определять характеристики знаний учащихся в начале и в конце года; умение осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход; стимулировать готовность к самообразованию.
9. Умение оценивать воспитанность и воспитуемость школьников; видеть личность ученика в целом.
Вывод: Педагогические умения – это устойчивые системы отношений учителя и ученика.
А.Щербаков и Мудрик обобщили умения и выделили в дидактическом плане 3 основных педагогических умения:
1. Переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;
2. Умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;
3. Создавать новые элементы педагогических знаний и идей; конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации.
Главное, я считаю, надо уметь ориентироваться в сложной педагогической ситуации и принимать самому верные решения. Это, конечно, сложно. Нужен опыт работы в школе, нужны хорошие знания психологии, педагогики.
Знания психологии нужны и для правильной организации урока. Как организовать внимание ребенка? Как создать интерес к содержанию обучения? Как научить мыслить, развить воображение? Все это вопросы педагогической психологии. В этом необходимо разбираться не только учителю, но и воспитателю, и родителям, и тренеру.
Задачи педагогической психологии
Педагогическая психология изучает закономерности и психологические особенности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности.
Главными задачами педагогической психологии я выделила для себя:
1. Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого.
2. Определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения).
3. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность.
4. Определение механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности, развитие научного, теоретического мышления.
Педагогическая психология в целом изучает психологические вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов и отыскивает надежные критерии умственного развития и определяет условия, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения; рассматривает вопросы взаимоотношений между учителем и учащимися.
Актуально о образовании:
Педагогическое диагностирование студентов как условие эффективности
организации самостоятельной работы студентов
В действующей методике образования педагогическая деятельность сводится к контролю качества усвоения знаний студентами - добытые текущие или итоговые результаты сопоставляются с ожидаемыми, соответственно цели, которые определенным образом оцениваются. Цель конкретизируется как установка качества у ...
Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...
Дифференциация обучения
В психолого-педагогической науке проблема диференциации обучения рассматривалась, в основном, в русле школьной дидактики (Л.П. Аристова, Ю.К. Бабанский, А.А. Бударний, И.Д. Бутузов, В.И. Загвязинский, М.М. Скаткин, В.П. Стрезикозин, И.М. Чередов и прочие). В вузовской педагогике этой проблеме отвод ...