Включение младших школьников в систему дополнительного образования

Новое о образовании » Воспитательная работа с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования » Включение младших школьников в систему дополнительного образования

Детям школьного возраста свойственна учебная и внеучебная деятельности. Внеучебная деятельность школьников обладает едиными закономерностями построения и протекания с любыми видами деятельности. Основной отличительной особенностью внеучебной деятельности является ее осуществление в свободное от учебных занятий и приготовления домашних заданий время, в соответствии с их личными желаниями. Как органическое звено образовательно-воспитательного процесса учреждения дополнительного образования, внеучебная деятельность выступает одновременно как объект педагогического внимания и явление в значительной степени саморегулируемое.

Процесс активного участия младших школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений - организационно-структурных подразделений УДО (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах).

Реализация воспитательных возможностей внеучебной деятельности школьников глубоко исследованы в трудах философов, психологов, педагогов А.С.Макаренко, П.П. Блонского, А.У.Зеленко, П.Ф.Лесгафта, С.Т. Шацкого, В.С. Сороки-Росинского.

Существующие психолого-педагогические воззрения на роль и значение деятельности в развитии и становлении личности являются основой для выявления резервов внеучебной деятельности младших школьников в учреждении дополнительного образования.

Внеучебная деятельность внешкольного объединения чрезвычайно ценна не только многообразием предметного содержания, но и направлениями освоения социального опыта: познавательная деятельность, исполнительская деятельность, творческая деятельность, развитие эмоционально-ценностных отношений. Это обилие предоставленных возможностей чрезвычайно благосклонно влияет на поведение выбирающего (определяющегося) школьника. Он активно включается в поиск, подчиняясь своим побуждениям.

Во внеучебной деятельности внешкольных объединений, где все "на равных" очень часто приходится шлифовать искусство общения, временно отодвигая собственное "я" на второй план. Здесь формируются умение понимать других и заводить новые контакты, умение слушать и не быть бесцеремонным, умение поддерживать отношения с людьми разного возраста, круга, не робея и не избегая общения.

Исследователи процесса общения утверждают, что гений общения проявляется в том, что человек имеет одинаково хорошие взаимоотношения с людьми разного возраста, пола и социального статуса. Внешкольные объединения предоставляют такую возможность: упражнения и поддержания контактов со сверстниками, со взрослыми (педагогами и не педагогами), с младшими и старшими школьниками, девочками и мальчиками. Возможность выбора сферы деятельности для углубленного развития своих способностей в ней школьник получает благодаря открытости внешкольных объединений, позволяющих широкое знакомство с разным предметным содержанием существующих в учреждении направлений.

На практике применяются различные способы привлечения, приобщения и закрепления заинтересовавшихся школьников в коллективах, педагогический и социальный фон которых совпадает с целями самосовершенствования личности. Таким образом, происходит взаимосвязь "субъект-саморазвитие".

Особенность воспитания в дополнительном образовании проявляется:

- в содержании - реализация дополнительных образовательных программ по различным видам деятельности, представляющим интерес для детей и их родителей;

- в формах организации - добровольные детские объединения в форме кружков, студий, школ, клубов, ансамблей, театров, секции, научные общества и др;

- в применяемых методах - в дополнительном образовании основным методом является метод развивающего общения;

- в сроках осуществления - ребенок сам определяет продолжительность своего образовательного маршрута;

- в уровне взаимоотношений - детей и педагогов: взаимоотношения сотрудничества, сотворчества, ребенок субъект собственного самопознания, саморазвития, самореализации;

- в направленности реализации - интегрируя все виды предметно практической деятельности, выбираемые детьми, воспитание направлено на формирование социально активной личности;

Воспитание младших школьников в дополнительном образовании является процессом формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру, к своему месту в этом мире, к своей роли в жизни этого мира, так как дополнительному образованию присуще отношение к воспитанию как к процессу формирования установок, мотивационной культуры личности.


Актуально о образовании:

Общие методические рекомендации начинающему педагогу по проектированию увлекательных уроков
Если ты молодой педагог и хочешь, чтобы твои уроки были увлекательными, пробуждали познавательный интерес, то необходимо помнить следующие положения и действовать в соответствии с ними: Увлеченность педагога и поиск деятельности, в которой он может полностью реализовать себя, творчески самораскрыть ...

Организация работы в ориентированной на ребенка группе
Образовательно-воспитательная работа с детьми должны сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы взрослых с детьми, самостоятельную работу дошкольников. Наряду с общими требованиями, предъявляемыми ко всем детям, программа «Шаг за Шагом» предусматривает вариативность – учитывая и ...

Закономерности воспитательного процесса
Воспитательный процесс, являясь частью целостного педагогического процесса, подчиняется его общим закономерностям, но, кроме того, имеет ряд специфических закономерностей Ведущей и основополагающей закономерностью личностно ориентированного воспитательного процесса можно считать следующую: Чем выра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru