Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

Новое о образовании » Творческая активность на уроках литературы » Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения

Страница 1

Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возрастного развития, и в полной мере определяются ею.

Для формирования способности к творчеству существую оптимальные сензитивные периоды. К ним относятся, как показывают исследования (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.З. Зак), ранние школьные годы, т.к. именно в этот период закладывается психологическая основа для творческой деятельности.

Младший школьный возраст – это, прежде всего, период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, чувствительно-образный характер детского мышления, нерасчлененность творческой и сотворческой деятельности, наивно-игровое отношение ко многому, с чем приходится сталкиваться в окружающей действительности. Более того, у младшего школьника каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной. В этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста, выражающееся в особой предрасположенности к творчеству во всех его проявлениях.

Младший школьный возраст особенно благоприятен для начала серьезной и постоянной работы по введению ребенка в мир самостоятельного творчества. В.А. Моляко, учитывая данные науки и практические разработки считает: творчеству можно нужно учить. Универсальных методик такого обучения нет. Руководство развития творческих способностей требует особенных форм общения педагога и воспитанника. Задача этого руководства – в пробуждении собственной творческой активности ребенка.

Творческая активность школьника выражается в открытии субъективно нового, до того неизвестного: нового произведения, нового вида пересказа, новых связей и т.д. Там, где нет этого открытия, нет и творчества. Способность учащихся к созданию чего-либо нового без опоры на образец развивается в деятельности, требующей проявления творчества.

Важную роль в развитии творческой активности и творческого мышления играют учебные задания.

Выделяют репродуктивные задания, которые требуют воспроизведения готовых знаний и методов работы без существенных изменений, и продуктивные, выполнение которых предполагает внесение существенных изменений в структуру усвоенных знаний или требует поиска новых знаний.

Л.С. Выготский говорил: "Творчество – норма детского развития". Однако, принимая активное участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов выбрать один из них (активно-подражательная деятельность) и, наконец, может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность).

Каждый ученик на определенном этапе способен к какому-то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени.

В 1 классе необходима работа, направленная на выполнение репродуктивных заданий, опирающаяся на память учащихся (запомнить буквы, текст, тренировочные упражнения). Выполнение таких заданий формирует у младших школьников исполнительность, привычку делать по образцу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Сущность понятия «народные промыслы»
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети зна ...

Характер натуры для занятия рисованием и лепкой
Приступая к работе с натуры, прежде всего, нужно понаблюдать окружающее и выбрать подходящий предмет. При этом нужно руководствоваться эстетической ценностью вещей, отбирая предметы выразительные, но простые по форме конструкции, чтобы было легче изучить их строение и пропорции. Надо внимательно от ...

Полные факторные планы испытаний
Планирование по схеме полного факторного плана предусматривает реализацию всех возможных комбинаций на каждом из выбранных уровней. Общее количество испытаний , где – количество уровней, – число факторов. , если при каждом сочетании факторов проводится только одно испытание. Если испытания проводят ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru