Творческая активность на уроках литературы

Новое о образовании » Творческая активность на уроках литературы

Современная жизнь требует от выпускника школы активной жизненной позиции для того, чтобы уметь решать в будущем различные задачи: экономические, политические и т.д..

Особое место в развитии личности имеют дошкольный и младший школьный возрасты, когда закладывается фундамент личности, интенсивно формируются социально значимые качества, основы мировоззрения, привычки, развиваются познавательные способности.

Направленность образования на развитие личности ребенка требует выявления, определения тех ее свойств, воздействие на которые способствует развитию личности в целом. В качестве одного из них рассматривается творческая активность, являющаяся системообразующим свойством личности, определяющей характеристикой ее движения к самосовершенствованию, условием реализации себя как личности .

Развитие творческой активности личности, готовой к социально-преобразовательной деятельности, является одной из существенных задач современного общества.

Если возникает такая задача, значит, есть проблемы, которые связаны с активностью личности, и, значит, надо решать эти проблемы. Поэтому, мы считаем актуальным рассмотреть вопросы творческой активности младших школьников, и связываем возможное разрешение этих проблем через уроки литературного чтения, обладающими большими резервами.

Исследования проблемы творчества и творческой активности проводились в общефилософском аспекте А.Н. Авериным, Н.А. Бердяевым, А.А. Беляевым, Г.М. Гаком.

Сущность творческого процесса и возможности развития творческой активности в различных видах деятельности рассматривались в исследованиях М.С. Бернштейна, Д.Б. Богоявленской, А.Н. Лука, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарева, О.К. Тихомирова. Различные аспекты развития творческой активности рассматривались в работах И.П. Волкова, С.В. Диденко, Н.В. Максименко, Л.Н. Петровой.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что специальных исследований по развитию творческой активности детей на уроках литературного чтения вполне достаточно. В то же время учителя начальных классов затрудняются в ориентации индивидуального подхода в развитие творческого потенциала детей младшего школьного возраста.

Существует определение творчества. Это когнитивная деятельность, которая ведет к новому и необычному видению проблемы. Психолог Уоллес еще в двадцатых годах двадцатого века разложил на составляющие творческий процесс (что, в сущности, является тем же самым, что и творчество). Итак, творческий процесс или творчество, состоит из нескольких фаз: подготовка, инкубация, просветление и проверка. Человек, занятый творчеством, постепенно проходит через все эти фазы – от формулировки задачи до реализации решения.

Понятие "активность личности" определяется, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями.

Уроки литературного чтения составляют основу эстетического воспитания, формируют нравственный идеал учеников, служат источником познания жизни. Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержания раздела "Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности". Этот раздел дает возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что с одной стороны существует объективная необходимость развития творческой активности детей на уроках литературного чтения, а с другой – недостаточная разработанность проблемы в педагогической теории.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что применение системы творческих упражнений на уроках литературного чтения может способствовать развитию творческой активности учащихся младшего школьного возраста.

Объект исследования – творческая активность личности.

Предмет исследования – развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

Цель данного исследования: изучить развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить, обобщить и исследовать развитие творческой активности личности в литературе.

2. Выявить сущность, содержание и структуру творческой активности младших школьников.

3. Составить систему заданий творческого характера, направленные на развитие творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения.

4. Экспериментально проверить эффективность применения творческих упражнений на уроках литературного чтения.

Для решения поставленных задач и проверки исходных данных были использованы методы исследования: теоретические – теоретический анализ, обобщение и интерпретация научных данных; эмпирические – наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, анализ научной психолого-педагогической литературы и педагогической практики, изучение и обобщение педагогического опыта, эксперимент.


Актуально о образовании:

Методические рекомендации для логопедов по использованию информационных компьютерных технологий в коррекционно–развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи
Анализ литературы показал, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими речевые нарушения, предполагает использов ...

Проблема школьной тревожности в психологии
Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависим ...

Диагностика уровня сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками
Основываясь на теоретических положениях, а также в соответствии с целью и задачами данной работы нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками. Констатирующий эксперимент осуществлялся поэтапно ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru