Информационное пространство и изучение истории в школе

Новое о образовании » Информационное пространство и изучение истории в школе

Страница 4

При высокой оценке богатства привлекаемого материала нельзя не задаться целым рядом вопросов, касающихся в данном случае не столько технологического качества электронных пособий (а оно пока далеко от совершенства), сколько существа предполагаемой учебно-познавательной деятельности школьника. Как ученик, для которого и традиционный учебник порой оказывается перегруженным, сумеет отобрать необходимые сведения из гораздо более обширного информационного материала? Сумеет ли он увидеть разницу между первичными и вторичными источниками, различными видами иллюстраций? Нет ли опасности, что преобладание тестовых заданий (и соответствующей системы оценивания результатов их выполнения) ориентирует учащегося лишь на овладение формальными знаниями? Равным образом динамичный диалог школьника и учебной программы, кажущийся шагом вперед по сравнению с изучением традиционного учебника, вряд ли заменит взаимодействие ученика и учителя. Сошлемся и на мнение специалиста: «Принятая в настоящее время методика, когда программисты остроумно и изобретательно создают так называемую "оболочку" обучающей программы, а затем предлагают методистам наполнить эту оболочку учебно-воспитательным процессом, похожа на педагогическое прокрустово ложе для дидактики. Оболочки, предлагаемые даже такими гигантами, как Лотус, Майкрософт и др., чрезвычайно обедняют возможности методиста, и ему не удается "втиснуть" туда полноценный дидактический процесс». 13 связи с вышеизложенным выскажем суждение, что в ситуации неизбежного и значительного расширения учебного пространства за счет компьютерных пособий особую актуальность приобретает проблема методологической подготовленности и учителя, и учащегося.

В свете данной проблемы особый интерес вызывают стандарты школьного исторического образования, разработанные в начале текущего века (2003). В числе целей изучения истории в них предусматривается овладение школьниками умениями "работать с различными источниками исторической информации". Такая целевая установка является данью современной эпохе не только в терминологическом отношении, но и в том, что понятие "источник информации", действительно, носит весьма широкий характер (раньше использовались категории "источники исторических знаний" и "исторические источники"). Требования к уровню подготовки учащегося в указанном отношении предусматривают для выпускника основной школы умения "использовать текст исторического источника при ответе па вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников". Для старшей ступени определен более развернутый набор умений — "проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения". Не составляет сложности заметить, что изменения в сравнении со стандартами 1990-х гг. заключаются преимущественно в информационных аспектах. Что касается логических цепочек (алгоритмов) деятельности, они не получили развития.

Полагая, что по мере расширения информационного пространства школьных курсов истории возрастает потребность не только в технологической, но и в историко-методологической подготовленности учащегося, считаем целесообразным представить вариант модели изучения школьниками исторических источников (она в значительной мере применима и при работе с более широким кругом источников исторической информации) .

I. Содержательные компоненты. В работе школьника с историческими источниками познание истории может осуществляться па двух уровнях: а) изучение памятника/источника (конкретное познание); б) знакомство с эпохой (общее познание). Соответственно рассматриваются две группы вопросов.

А. Памятник истории: принадлежность к определенному времени (эпохе), событию, лицу, общественному институту, движению и т.д.; сфера общественной жизни, в которой возник и использовался памятник; материал, форма, стиль, язык памятника; история памятника (создатели, владельцы, проблемы сохранности и др.); памятник как свидетельство материальной и духовной культуры своего времени, культурное достояние.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Аккредитация ВУЗов ABET
АВЕТ был образован в 1932 г. для продвижения учебных программ, не связанных с инженерно-строительными направлениями. В этом качестве АВЕТ приступил к сертификации программ уже в 1936 г. и в дальнейшем стал национальным центром по аккредитации инженерных программ всех направлений. В настоящее время ...

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Особенности развития и воспитания старших школьников
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением фи­зической и психической зрелости. Однако процесс лич­ностного формирования учащихся этого возраста проис­ходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают отпечаток на процесс ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru