Информационное пространство и изучение истории в школе

Новое о образовании » Информационное пространство и изучение истории в школе

Страница 5

Б. Эпоха в ее памятниках: основные виды исторических памятников, оставленных эпохой; их своеобразие, особенности по сравнению с предшествовавшим и последующим временем; отражение в исторических памятниках разных сторон жизни людей в данную эпоху.

II. Познавательная деятельность.

А. От памятника к источнику; предварительное ознакомление с элементами

источниковедческих знаний (виды исторических источников, методы их собирания и изучения и др.); наблюдение и описание памятника; атрибуция и классификация; моделирование, реконструкция.

Б. Начала анализа и критики источника: обстоятельства, цель создания, функции источника; информативность источника, "первичные" и "вторичные" источники; степень субъективности—объективности (официальные, общественные, личные материалы; "намеренные" и "ненамеренные" источники); соотношение с другими источниками, сходство и расхождение свидетельств.

III. Эмоционально-ценностное отношение: интерес и мотивация к изучению исторических источников, их интерпретации; осознание значимости исторических памятников/источников как важнейшего культурного достояния, необходимости их сбережения; определение личностного отношения к историческим памятникам/источникам, их духовному содержанию и художественному воплощению.

В порядке комментария необходимо оговорить значения используемых понятий "памятник истории" и "источник". Под первым понимаются предмет, текст, произведение и т.д., сохранившиеся от прошлого как данность. Источником мы называем то, что становится объектом специального изучения. Приведем суждение известного историка А.Я. Гуреимча: "Исторические источники сами по себе не существуют, — в это достоинство памятники прошлого возводит лишь мысль историка. Нет вопрошающего историка — нет и исторического источника. В этом смысле правы те, кто вслед за Л. Февром утверждают, что историк сам создает свои источники".

На основе предложенной модели определяется содержание учебно-познавательной деятельности школьника на разных этапах обучения. Очевидно, что от младших классов к старшим возрастает и объем источниковедческих знаний, и роль аналитического начала. В то же время важно, чтобы на каждом этапе были представлены все структурные компоненты (знания — деятельность — отношение), определяемые с учетом задач и характера курса, возрастных возможностей учащегося. Представляется, что опыт такой работы с историческими источниками, содержащимися в учебниках и традиционных хрестоматиях, может послужить историко-методологической школой и при использовании современных информационных средств.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Актуально о образовании:

Задачи, решаемые с помощью таблиц
При подготовке к решению таких задач можно удачно использовать карты сигналы (см. рис. 1). №1 на…больше + №2 в…больше Х №3 на…меньше – №4 в…меньше : Рис. 1. Карты сигналы Устный счет следует проводить с использованием данных карт, которые должны быть у каждого учащегося, что позволяет привлечь к ра ...

Методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста
На основе изученной литературы, мною была составлена следующая анкета для воспитателей младшей группы детского сада по поводу сформированности умений у детей младшего дошкольного возраста в художественном творчестве. Анкета для воспитателей. На основе наблюдения оцените следующие умения по пятибалл ...

Д.И. Менделеев о народном образовании
Он постоянно проводил мысль, что школа – это громадная сила, определяющая судьбы народов и государств, считал, что без расширения народного просвещения невозможно и само развитие России. В статьях и речах о состоянии и развитии образования в России Д. И. Менделеев высказывал следующие принципиальны ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru