Информационное пространство и изучение истории в школе

Новое о образовании » Информационное пространство и изучение истории в школе

Страница 3

В заданиях частей "А" и "В" требовалось установить событие, исторического деятеля и т.д., о которых шла речь в отрывке (выбрав верный ответ из нескольких предложенных или определив его самостоятельно и вписав в открытую строку). В заданиях части "С" предусматривался комплексный анализ более значительного по объему текста со свободной развернутой формой ответов. Он включал следующие элементы: 1) атрибуцию событий, о которых рассказывает источник (определение времени, места, участников и др.); 2) характеристику сущности описываемых событий с привлечением контекстных знаний из курса истории; 3) оценку значения и последствий событий — извлеченную из источника, а также собственную.

Использование указанных заданий на выпускных экзаменах первоначально вызвало растерянность у некоторых учителей, привыкших, что проверке подлежат преимущественно номенклатурные знания, представленные в учебниках. Однако очень быстро задания для работы с источниками получили заинтересованную поддержку со стороны педагогов. И это объяснялось не только вынужденной необходимостью готовиться к экзаменам, НО и пониманием значимости включения школьников в аналитическую работу с историческими текстами. Ведь в этом случае от учащегося требуются умения найти в предложенном отрывке ключевые даты, факты, характеристики, сориентироваться в историческом контексте, применить имеющиеся знания в новой ситуации. Немаловажную роль сыграло и то, что в экзаменационных материалах была предложена определенная последовательность (логическая цепочка, алгоритм) действий ученика с источниками, своего рода методологический инструментарий. В связи с этим есть все основания полагать, что практика проведения ЕГЭ в большой степени стимулировала интерес к источниковедческой стороне школьных курсов истории, усилила деятельностный подход в изучении предмета в целом.

Как уже отмечалось, на рубеже XX-XXI в.в., наряду с внутренней тенденцией повышения роли источников в школьных курсах истории стали проявляться и внешние веяния, связанные с внедрением новых информационных технологий. 11 число электронных пособий, которые предлагается использовать и школе, вошли электронные учебники или вкладыши для обычных учебников; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; книги, мультимедийные альбомы, образовательные игры и др. Названные пособия выполняют разнообразные функции: представления базовой и дополнительной исторической информации, организации учебно-познавательной деятельности школьников, проверки их знаний и умений и др. В то же время нельзя не видеть, что наряду с обогащением учебной базы школьных курсов истории эти пособия несут и определенные проблем, которые необходимо решать при их использовании.

Назовем характерные стороны упомянутых компьютерных пособий:

- расширение информационного поля, в котором имеют возможность работать ученики;

- внедрение развернутой системы тренинга и контроля;

- подвижный характер информации, широкие возможности ее перемещения, компоновки, моделирования;

- использование элементов диалога с носителем информации.

В порядке конкретизации можно привести примеры из аннотаций, подготовленных в лаборатории средств обучения социальным дисциплинам под руководством Д.И.Полторака (ИСМО РАО): 1) пособие по отечественной истории с древности до конца XVIII в. (данные разделы курса изучаются в VI—VII классах) содержит 57 уроков, словарь из 450 терминов и понятий, 850 иллюстраций, а также обширный блок тренировочных и контрольных заданий (свыше 160 заданий для самоконтроля, более 500 тестов, ПО проверочных заданий, итоговый экзамен по курсу); 2) электронные версии учебного пособия по истории России для IX, XI классов включают 57 параграфов (в которые входят более 270 лекций-презентаций), справочно-энциклопедический блок (хронологическая таблица, словарь терминов, свыше 700 биографических очерков и др.). более 700 текстов источников, б тыс. иллюстраций, около 1200 тестовых и иных проверочных заданий и др. В пособиях предусмотрены системы указателей и перекрестных ссылок, помогающих находить и использовать информацию из разных блоков.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Формирующий этап эксперимента: проведение уроков труда с элементами изучения народных культурных промыслов
В ходе формирующей работы с учащимися 1 класса СОШ №44 г. Краснодара было проведено: 5 уроков и 1 внеклассное мероприятие с целью развития творческих способностей по средством изучения народных культурных промыслов. После выявления уровня знаний мы разработали ряд заданий по данной теме. Первый уро ...

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей формирования связной речи детей дошкольного возраста, обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи. С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержани ...

Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято "Положение о начальных училищах", утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru