Информационное пространство и изучение истории в школе

Новое о образовании » Информационное пространство и изучение истории в школе

Страница 3

В заданиях частей "А" и "В" требовалось установить событие, исторического деятеля и т.д., о которых шла речь в отрывке (выбрав верный ответ из нескольких предложенных или определив его самостоятельно и вписав в открытую строку). В заданиях части "С" предусматривался комплексный анализ более значительного по объему текста со свободной развернутой формой ответов. Он включал следующие элементы: 1) атрибуцию событий, о которых рассказывает источник (определение времени, места, участников и др.); 2) характеристику сущности описываемых событий с привлечением контекстных знаний из курса истории; 3) оценку значения и последствий событий — извлеченную из источника, а также собственную.

Использование указанных заданий на выпускных экзаменах первоначально вызвало растерянность у некоторых учителей, привыкших, что проверке подлежат преимущественно номенклатурные знания, представленные в учебниках. Однако очень быстро задания для работы с источниками получили заинтересованную поддержку со стороны педагогов. И это объяснялось не только вынужденной необходимостью готовиться к экзаменам, НО и пониманием значимости включения школьников в аналитическую работу с историческими текстами. Ведь в этом случае от учащегося требуются умения найти в предложенном отрывке ключевые даты, факты, характеристики, сориентироваться в историческом контексте, применить имеющиеся знания в новой ситуации. Немаловажную роль сыграло и то, что в экзаменационных материалах была предложена определенная последовательность (логическая цепочка, алгоритм) действий ученика с источниками, своего рода методологический инструментарий. В связи с этим есть все основания полагать, что практика проведения ЕГЭ в большой степени стимулировала интерес к источниковедческой стороне школьных курсов истории, усилила деятельностный подход в изучении предмета в целом.

Как уже отмечалось, на рубеже XX-XXI в.в., наряду с внутренней тенденцией повышения роли источников в школьных курсах истории стали проявляться и внешние веяния, связанные с внедрением новых информационных технологий. 11 число электронных пособий, которые предлагается использовать и школе, вошли электронные учебники или вкладыши для обычных учебников; обучающие и контрольные (тестирующие) программы; энциклопедии и справочные материалы; книги, мультимедийные альбомы, образовательные игры и др. Названные пособия выполняют разнообразные функции: представления базовой и дополнительной исторической информации, организации учебно-познавательной деятельности школьников, проверки их знаний и умений и др. В то же время нельзя не видеть, что наряду с обогащением учебной базы школьных курсов истории эти пособия несут и определенные проблем, которые необходимо решать при их использовании.

Назовем характерные стороны упомянутых компьютерных пособий:

- расширение информационного поля, в котором имеют возможность работать ученики;

- внедрение развернутой системы тренинга и контроля;

- подвижный характер информации, широкие возможности ее перемещения, компоновки, моделирования;

- использование элементов диалога с носителем информации.

В порядке конкретизации можно привести примеры из аннотаций, подготовленных в лаборатории средств обучения социальным дисциплинам под руководством Д.И.Полторака (ИСМО РАО): 1) пособие по отечественной истории с древности до конца XVIII в. (данные разделы курса изучаются в VI—VII классах) содержит 57 уроков, словарь из 450 терминов и понятий, 850 иллюстраций, а также обширный блок тренировочных и контрольных заданий (свыше 160 заданий для самоконтроля, более 500 тестов, ПО проверочных заданий, итоговый экзамен по курсу); 2) электронные версии учебного пособия по истории России для IX, XI классов включают 57 параграфов (в которые входят более 270 лекций-презентаций), справочно-энциклопедический блок (хронологическая таблица, словарь терминов, свыше 700 биографических очерков и др.). более 700 текстов источников, б тыс. иллюстраций, около 1200 тестовых и иных проверочных заданий и др. В пособиях предусмотрены системы указателей и перекрестных ссылок, помогающих находить и использовать информацию из разных блоков.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Конструкция асинхронных двигателей с фазным ротором
Конструкция асинхронной машины с контактными кольцами представлена на рисунке 6. Двигатели этого типа отличаются от короткозамкнутых только устройством ротора. Статор двигателя может иметь те же разновидности конструктивных исполнений, что и в короткозамкнутом двигателе. Статор двигателя по рис. 6 ...

Организация процесса исправления
Действенность режимно-воспитательной работы среди осужденных во многом определяется педагогическим опытом сотрудников колонии, гибкостью, умелым и творческим применением существующих форм и методов педагогического влияния на правосознание преступников. Для получения положительных результатов важно ...

Проблемы внедрения и возможные пути развития личностно-ориентированного обучения
"Индивидуализация", "дифференцированное обучении", "личностно-ориентированное образование" - все это понятия в педагогике далеко не новые. С ними в той или иной степени знаком каждый школьный учитель. И все-таки проанализируем, как эти понятия "работают" на п ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru