Возрастные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста

Страница 1

Для организации и разработки содержания проектной деятельности детей 2-4 классов, необходимо изучить возрастные психофизиологические особенности детей данного возраста.

В младшем школьном возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Изменения в области памяти связаны с тем, что ребенок, во-первых, начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет эту задачу от всякой другой. Эта задача в дошкольном возрасте либо вовсе не выделяется, либо выделяется с большим трудом. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала. К сожалению, в школе мало учат приемам запоминания.

Надо сказать, что в современной психологии имеются разные ответы на вопрос, что является центральным психологическим новообразованием младшего школьного периода развития. Это и рефлексия, и планирование, и произвольное внимание. Причем за каждым из ответов существует довольно стройная и аргументированная психологическая теория.

Не претендуя на единственно верное решение этой важной проблемы, попробуем теоретически и практически обосновать мысль Л.С. Выготского о том, что новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание. С этой целью обратимся еще раз к кризису семи лет, который одновременно венчает собой дошкольный возраст и открывает младший школьный период развития.

Центральное психологическое новообразование кризиса семи лет связано с произвольными формами общения. Это означает, что ребенок, вышедший из кризиса, способен строить свои отношения с окружающими не непосредственно, а руководствуясь определенным смысловым контекстом ситуации.

Дети младшего школьного возраста (прошедшие кризис семи лет) ориентируются на контекст ситуации и могут реализовать произвольные (сознательно построенные) формы общения. Помимо этого у них существенно меняется отношение к себе. Ребенок-дошкольник просто и непосредственно любит себя, что вполне естественно и правильно, поэтому он во всем самый лучший. На вопрос, кто лучше всех что-либо сделал или может сделать, он, зачастую ни мало не сомневаясь, отвечает: "Я", – хотя, как это нередко оказывается, ни разу этого не делал. Младший школьник в своем отношении к себе уже более критичен и объективен, поскольку детерминирован не наличной ситуацией, а более широким контекстом. Поэтому, как и большинство взрослых, младший школьник уже не заявит, много не задумываясь, что он лучше всех.

Появление произвольного, контекстного общения ни в коем случае не означает, что ребенок полностью уходит от непосредственных реакций и органично сложившихся в детские годы личностных отношений с другими людьми. Есть случаи, когда дружба, возникшая в начальной школе, сопровождает человека всю жизнь. Однако при этом младший школьник вполне может поссориться с близким приятелем или подругой, если они в ситуации урока или в отношениях с учителем, с его точки зрения, поведут себя неподобающим (в контексте правил школьной жизни) образом. Правда, вне рамок школы он (психологический младший школьник) с увлечением играет и общается с друзьями, забывая на время свое школьное статусное положение.

Таким образом, получается следующая картина: в одном случае (в школе) ребенок анализирует окружающих и относится к ним сквозь призму школьных правил, в другом – строит свои отношения, ориентируясь на логику совместной деятельности, на сложившиеся обстоятельства (во дворе больше не с кем играть) и на другие факторы. Иными словами, младший школьник может в одном случае делать "фигурой" (главным) одно, а в другом случае – другое. При этом, выделив определенное содержание в качестве "фигуры", все остальное он сделает "фоном".

Итак, миновав кризис семи лет, ребенок психологически становится младшим школьником. При этом он уже обладает способностью по-разному видеть одну и ту же ситуацию в зависимости от того, какую "фигуру" и какой "фон" он выделяет в ней. Однако эта способность так и останется нереализованной возможностью, если ее целенаправленно не развивать. Поэтому важнейшей задачей обучения в начальной школе является задача развития произвольного внимания.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Направления профориентации
Профориентация, проводимая, на современном этапе предполагает два направления: Работа с учащимися школ Работа связана с ориентацией учащихся на поступление в образовательные учреждения для приобретения конкретной профессии в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями школьников. Р ...

Концептуальные основы развития самостоятельной работы студентов
За последние несколько лет как результат пробуждения творческой инициативы, демократизации и определения права на существование альтернативных позиций и взглядов начали интенсивно разрабатываться новые концепции обучения студентов. В этих концентрациях все чаще обращаются к студенту как субъекту уч ...

Содержание и формы организации художественно-творческой деятельности
В современных педагогических исследованиях рассматриваются в основном три организационные формы обучения: фронтальная, индивидуальная и групповая. Это деление зависит от качества, содержания заданий, которые составляются педагогом для всех, для каждого учащегося отдельно, для отдельных групп. В пед ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru