Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Новое о образовании » Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Страница 4

3) уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков.

Выделенные направления логопедической работы реализуются параллельно. Так, на каждом занятии проводится развитие артикуляторнои моторики, элементарных форм фонематического анализа, уточнение акустического и артикуляторного образа звука.

1) Развитие артикуляторной моторики

На второй стадии продолжается развитие кинестетических ощущений, уточнение движений языка, губ. При этом совершенствуется выполнение артикуляторных упражнений первого этапа, а также вводятся в работу более сложные артикуляторные упражнения.

Дополнительные артикуляторные упражнения для губ:

Поднимание только верхней губы — обнажаются только верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы — обнажаются нижние зубы.

Показать зубки (одновременно поднимается вверх верхняя губа и опускается вниз нижняя губа).

Имитация полоскания зубов.

Закусить нижнюю губу верхними зубами.

Закусить верхнюю губу нижними зубами.

Чередование двух предыдущих движений.

Вибрация губ (фырканье лошади).

При выдохе удерживать губами карандаш или стеклянную (пластмассовую) трубочку.

Дополнительные артикуляционные упражнения для языка:

Поднимание и опускание спинки языка при широко открытом рте.

Присасывание к небу спинки языка.

Поднимание и опускание широкого кончика языка внутри ротовой полости: к верхней десне, к нижней десне.

Загибание узкого кончика языка вверх и вниз: к носу и подбородку, далее — на верхнюю и нижнюю губу, затем — на верхние и нижние зубы.

Поочередное загибание узкого кончика языка внутри ротовой полости к альвеолам верхних и нижних зубов.

Желобок внутри ротовой полости.

2) Уточнение артикуляторного и акустического образа правильно произносимых звуков

На второй стадии работа проводится над артикуляторно простыми звуками, которые правильно произносятся детьми, в следующей последовательности: а, у, и, о, ы, э, м, н, д, г, т, к, х. В процессе уточнения слухо-произносительных образов звуков широко используется звукоподражание.

3) Развитие фонематического анализа и синтеза

Логопедическая работа по формированию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза в следующей последовательности .

Узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.

Выделение гласных из ряда звуков.

Узнавание гласных на фоне слога и односложных слов.

Узнавание гласных на фоне многосложных слов.

Выделение согласных из ряда других звуков.

Узнавание согласных на фоне многосложных слов.

Выделение первого и последнего звука в слове, опре деление места звука (начало, середина, конец).

Выделение первого ударного гласного из двусложных слов.

Выделение последнего ударного гласного из слова.

Определение места ударного гласного в слове (начало, середина, конец).

Выделение первого согласного звука из слога и односложных слов.

Выделение первого согласного звука из многосложных слов.

Выделение последнего согласного звука из односложных и многосложных слов.

Определение места согласного звука (начало, середина, конец).

Определение последовательности звуков.

В ряду гласных: ау, уа;

В обратном слоге: ам, ап, ах;

В прямом открытом слоге: му, ха, да;

В закрытом слоге типа: мак.

Примерные задания на узнавание звука "м" на фоне слова: Поднять флажок, если в слове слышится звук м (примерные слова: мак, лук, дом, мышка, кот, сыр, мыло, лампа); отобрать предметные картинки, в названии которых слышится звук м; предварительно картинки называются логопедом; по сюжетной картинке назвать слова, в которых слышится звук м; придумать слова со звуком м; дополнить предложение словами, в которых слышится звук м, с опорой на картинки; игра в лото.

Примерные задания по определению места звука "м" в словах (начало, середина, конец): игра "Светофор"; игра в лото; игры "Поезд", "Волшебный домик", "Прогулка по саду", "Что спрятано?".

Примерные задания по определению последовательности звуков в словах. С целью определения последовательности звуков предлагаются слова: а) состоящие из двух гласных звуков; б) состоящие из обратного слога типа ах, из прямого открытого слога типа му, из закрытого слога типа мак. Игра "Живые звуки". Выложить фишки в графической схеме слова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Актуально о образовании:

Межпредметные связи при изучении iii и v группы периодической системы Д.И.Менделеева
Бор никогда не встречается в природе в свободном состоянии, он всегда оказывается связанным с кислородом. В этой форме он присутствует в борной кислоте Н3BO3, которая содержится в воде горячих источников вулканических местностей. Кроме того, в природе распространены многочисленные соли борной кисло ...

Понятие и структура детской инвалидности
Число детей с отклонениями в развитии, поведении, с трудностями в обучении, общении, детей с различными патологическими состояниями (неврозы, психопатии, органические поражения центральной нервной системы и т. д.) неуклонно возрастает, и к этому есть ряд причин. Нарушения различны по этиологии, пат ...

Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте
Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и не речевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т. д.) является логопедическое обследование. Его цель – установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru