В деятельностно-практическом компоненте исследовательской компетенции творческий опыт рассматривается как системообразующее качество, которое готово обеспечить процессуальную готовность к творческому преобразованию действительности, к решению поставленных задач.
А.Э. Ишкова выделяет следующие компонентные составляющие исследовательской компетенции учащихся: мотивационный, когнитивный, деятельностный, креативный, рефлексивный.
Мотивационный компонент определяется потребностью в познании действительности и самого себя и в совокупности с когнитивным, деятельностным компонентами обуславливает эмоционально-ценностное отношение к процессу исследования.
Когнитивный компонент – система знаний об обществе, будущей профессии, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира и вооружает их диалектическим подходом к познавательной практической деятельности.
Деятельностный компонент включает совокупность исследовательских умений, опыт творчества (на основе мыслительных операций продуктивного и эвристического типов) и рассматривается как системообразующее качество, призванное обеспечить процессуальную готовность к решению проблем, к творческому преобразованию действительности.
Креативный компонент характеризуется исследовательской активностью, умениями понимать ценности научного творчества, оригинальностью, навыками адаптации научного творчества к своему исследовательскому опыту, самостоятельно находить и преобразовывать информацию.
К рефлексивному компоненту относится умение анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку и самоанализ результатов исследовательской деятельности и личностных качеств, обеспечивающих успех в развитии исследовательской компетентности.
На основе анализа имеющегося критериального состава исследовательской компетенции мы выделяем четыре основных компонента (когнитивный компонент, мотивационно-личностный компонент, деятельностно-операционный компонент и интеллектуально-творческий компонент). В данной структуре акцент делается на основе определения о том, что исследовательская компетенция обучающихся представляет собой осознанный процесс достижения усвоения и построения систем новых знаний при помощи собственных знаний, умений и навыков творчески мыслить и саморазвиваться.
Когнитивный компонент способствует формированию картины мира учащихся через систему знаний в различных областях. Знание сущности и технологии основных методов исследования, умение чувствовать окружающий мир, искать причины возникновения определенных процессов, умение анализировать данные и делать выводы особенно важно в процессе определенного исследования. Неотъемлемой частью когнитивного компонента является формирование способности работать с информационными ресурсами.
Мотивационно-личностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений учащихся к действительности, окружающему миру, людям, самому себе. Данный компонент характеризует потребность обучающихся в исследовательской деятельности, их познавательные и когнитивные способности, принятие решений в сложившихся ситуациях, самостоятельность в процессе познания. Основным здесь представляются ценностные ориентации, приобретаемые учащимися в ходе исследования, а также их творческое отношение к учебе и исследовательской деятельности.
Актуально о образовании:
Учебный план
Учебный план представляет собой основной (исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по физическому воспитанию, определяется основное направление и продолжительность учебной работы для того или иного контингента занимающихся. Он предусматривает последовательность ...
Анализ условий организации проблемного обучения в начальной школе
На уроках по двум основным учебным дисциплинам — язык и математика — дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно свертывалась и, в конечном счете, совс ...
Использование системы творческих упражнений в практике на уроках
литературного чтения
В ходе эксперимента предлагалась система заданий, направленных на развитие творческой активности младших школьников. Эта система разработана в соавторстве с учителем начальных классов Емельяненко Мариной Владимировной. Система представляет собою планирование уроков чтения в 2-ом классе с реализацие ...