Понятие и составляющие исследовательской компетенции

Страница 3

Поскольку понятие «исследовательская компетенция» базируется на категории «исследовательская деятельность», целесообразно рассмотреть это понятие.

В работах многих ученых, в частности в трудах А.В. Леонтовича, «исследовательская деятельность» рассматривается как деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление выполненной работы. Здесь созвучна точка зрения М.Н. Арцева, в которой акцент делается на непредсказуемости результата исследовательской деятельности. По мнению М.Н. Арцева, «исследовательская деятельность» представляет собой вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, связанный с поиском заранее неизвестного решения проблемы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категория «исследовательская компетенция» представляет собой многокомпонентное образование, эффективность ее развития обуславливается учетом выявленных дидактических условий и определенных правил: стимулирования познавательной деятельности учащихся, насыщения учения исследовательскими формами работы, использования и необходимого сочетания традиционных и инновационных форм работы, проблемных и исследовательских методов обучения.

Как правило, в педагогической теории в понятии «компетенция» ученые отмечают актуальную сущность, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, то есть характеристики «что делать», здесь главным выступает способ и характер «как делать». Поэтому структура исследовательской компетенции учащегося, по мнению Л.В. Елесеевой и других ученых, включает три взаимосвязанных компонента (методолого-рефлексивный, мотивационный, коммуникативный):

1) методолого-рефлексивный компонент – это совокупность знаний и понятий, необходимых исследователю для постановки и решения определенной исследовательской задачи в ходе учебной деятельности, анализа и контроля научного поиска и его результатов;

2) мотивационный компонент – это смысл, который несет в себе исследовательская деятельность для конкретного человека;

3) коммуникативный компонент – это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих получение и трансляцию научного знания.

С.И. Осипова выделяет несколько иную структуру исследовательской компетенции: мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический компоненты.

Мотивационно-потребностный компонент представляет собой систему эмоционально-волевых и мотивационно-ценностных отношений учащихся к деятельности, к окружающему миру, к людям, к самому себе, к развитию способностей. Учебно-познавательные игры, эксперименты, ставят учащегося в позицию исследователя, побуждают его творческий потенциал, что формирует осознанность и мотивацию к конкретному содержанию исследовательской деятельности.

Когнитивный компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира. Формируется готовность учащихся к исследовательской деятельности, данный компонент направлен главным образом на развитие универсальных способов познавательной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Связь и различие эстетического и художественного воспитания и образования
Для отечественной педагогической мысли характерна постановка проблемы формирования и развития эстетического потенциала личности. Уже в 1890 году русский педагог В.П.Острогорский в "Письмах об эстетическом воспитании" обращал, внимание на то, что в школе необходимо не только формально разв ...

Дифференциация, ее виды
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для ...

Новейшие способы привлечения учащихся в науку
В настоящее время наука не стоит на месте, она развивается. Развиваются также новые методы и способы привлечения учащихся в науку. Рассмотрим некоторые из них. А) Student-opportunities или «Студент Возможности» В рамках этой программы был представлен Студенческий конкурс плакатов. В направлении «Ас ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru