Деятельностно-операционный компонент характеризует качества, определяющие возможность проведения непосредственно самого исследования. Это своеобразное видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать определенный набор данных, наблюдение за явлениями, процессами, умение структурировать материал, умение объяснить, доказать и защитить разработанные идеи.
Интеллектуально-творческий компонент формирует аспекты учебно-познавательной деятельности. Данный компонент включает в себя развитие учебных навыков, уровень интеллектуальных, мыслительных способностей учащихся, познавательных процессов, экспериментального мышления. Интеллект здесь выступает как способность учащихся к творческой деятельности, умение правильно пользоваться приобретенными ранее знаниями. Такие качества творчески развитой личности, как критичность, фантазия, чутье, вдохновение помогают учащимся грамотно подходить к решению проблем. Анализ компонентов исследовательской компетенции позволил нам прийти к выводу, что учащийся проходит поэтапный путь решения поставленных задач при осуществлении определенного исследования. При этом он не использует уже известные алгоритмы, что позволяет говорить о неалгоритмичности исследовательской компетенции. Можно также говорить о ее универсальности и надпредметности.ть решения поставленных задач при осущетсвлении исследования, поскольку учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять их в различных ситуациях. Так как учащийся применяет критические, аналитические, эвристические и другие знания, умения, навыки и способы деятельности, это определяет многомерность и вариативность компетенции в любой ситуации и на любом предметном уровне. Иначе говоря, исследовательская компетенция является ключевой, что говорит о ее значимости при формировании творческой личности. Таким образом, исследовательская компетенция представляет собой совокупность уровней развития мыслительных и познавательных процессов, без исследовательской компетенции сложно представить общество, полное творчески развитых личностей. Формирование исследовательской компетенции учащихся – это процесс целенаправленного, закономерного развития умений и навыков целеполагания, целевыполнения в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, как мотивированная, самоорганизованная деятельность, обусловленная логикой научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой проблеме и направленная на получение нового знания.
Актуально о образовании:
Проблемное изложение материала
Проблемное изложение материала отличается от информативного метода изложения тем, что учитель излагает научные проблемы и открытия не в их завершенном виде, а раскрывает процесс решения проблемы, историю открытия, в некотором смысле сокращенно воспроизводит путь к доказательному познанию и открытию ...
Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...
Расчет основных показателей учебной деятельности
К основным показателям учебной деятельности необходимо отнести средний балл, процент качества обучения и СОУ. Данные показатели рассчитываются учителями и заносятся в журналы, ведется статистика данных показателей. Данные показатели были рассчитаны для каждого проведенного урока по модульной технол ...