После периода повторения упражнения в его первоначальной форме возникает еще один феномен — ребенок начинает создавать новые способы использования материала, часто комбинируя несколько взаимосвязанных упражнений или сравнивая материал с соответствующими объектами в окружающей среде. Этот "взрыв" творческой активности становится возможным благодаря внутреннему развитию ребенка в сочетании с творческими возможностями, скрытыми в замысле материалов. Так как ребенок не знает, что многие из его открытий в отношении материалов были уже сделаны раньше другими, эти открытия по-особому принадлежат ему, давая волнующее ощущение открытия нового для него.
Поскольку детям первоначально показывают способ использования материала так, чтобы они могли развивать с ним какие-то знания и умения, многие люди не осознают потенциала материала Монтессори для развития детского творчества. Они представляют себе, что дети проделывают цепь одних и тех же механических действий с материалом постоянно продолжающееся повторение того, что им показали и которое не ведет к новой деятельности. Джон Дьюи видел метод Монтессори именно таким образом, утверждая, что Монтессори достигла в своих школах физической, но не интеллектуальной свободы: "У Монтессори нет свободы, позволяющей ребенку творить. Ребенок свободен в выборе материала, который будет использовать, но он никогда не выбирает цель, никогда не связывает материал со своими собственными планами, так как материал сводится к определенному количеству предметов, с которыми надо обращаться определенным образом". Можно согласиться с Дьюи, но следует отметить, что такая позиция может возникнуть у педагога, который не обучен специально методике работы с Монтессори-материалом. Эта ошибка сегодня возникает у большинства практиков, которые пытаются применить этот метод без должной подготовки.
Одну из причин ограниченного взгляда на материалы М.Монтессори видела в том, что воспитатели и родители обычно не наблюдают, как маленькие дети свободно работают с истинно творческими материалами. Большинство игрушек и материалов, которые дают ребенку, так ограничены в своих целях и дизайне, что ему приходится предпринимать попытки сделать из них что-то другое; он не нуждается в презентации таких материалов, т.к. в них практически нечего представлять, в них нет ничего для "открытий" ребенка. В своем стремлении найти в них что-то ценное для себя, ребенок разбирает их на части и из-за непрочной конструкции неумышленно ломает их. Материалы Монтессори, наоборот, исключительны по тщательности разработки и уникальны по спланированное на определенную цель. То, что эти материалы продолжают интересовать детей и оказывать воздействие на их внутреннее развитие уже почти столетие, является достаточным подтверждением их творческих возможностей. Конечно, и с Монтессори-материалами учитель может лишить ребенка права самому делать открытия, если покажет ему больше, чем просто основную идею и, таким образом, лишит его радости творчества.
По данным наших наблюдений за работой начинающих Монтессори-учителей, опасность таких ошибок достаточно высока: пленяясь точностью методических разработок, педагог боится отступить от них.
После того, как учитель убедился, что идея ребенком усвоена, он представляет тот же материал, но как выражение новой идеи. Это реализуется в форме индивидуальных уроков — "уроков номенклатуры" (М. Монтессори), на которых закрепляются навыки работы и вводятся новые понятия. Такой урок состоит из трех ступеней:
Актуально о образовании:
Организация работы в ориентированной на ребенка группе
Образовательно-воспитательная работа с детьми должны сочетать коллективные, групповые и индивидуальные формы работы взрослых с детьми, самостоятельную работу дошкольников. Наряду с общими требованиями, предъявляемыми ко всем детям, программа «Шаг за Шагом» предусматривает вариативность – учитывая и ...
Сущность, цели и задачи системы М.
Монтессори
монтессори обучение школа педагогический Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все о ...
Историко-педагогический анализ проблемы формирования
умений решать текстовые задачи
Проблема формирования умений решать текстовые задачи учащихся является актуальной на протяжении становления и развития педагогической науки. С давних пор педагогов и воспитателей интересовал вопрос о роли текстовых задач в обучении. Решение текстовых задач играет в математическом образовании очень ...