Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе

Новое о образовании » Педагогическая поддержка личностного саморазвития одаренных старшеклассников » Понятие «педагогическая поддержка» в психолого-педагогической литературе

Страница 1

Термин «педагогическая поддержка» является относительно новым. Под ним понимается система совместной деятельности педагога и ученика, направленная на сохранение самости последнего и ставящая целью поддержать его в процессах «само». В «Толковом словаре» С.И. Ожегова читаем: «Поддержка – помощь, содействие». Происходит от глагола «поддержать», имеющего несколько значений:

- придержав, не дать упасть;

- оказать помощь, содействие;

- выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь;

- не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.

Понятие «педагогическая поддержка» в современной педагогике используется широко и многогранно. Его связывают, во-первых, с деятельностью различных служб общества, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей. Во-вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. В целом, в большинстве исследований общим является подход к определению педагогической поддержки как к особому виду профессиональной деятельности взрослого, направленной на решение определенных специфических проблем личности ребенка. Эта деятельность по существу является педагогической, и некоторые авторы определяют ее как принцип гуманистического подхода к взаимодействию взрослых и детей (Ш.А. Амонашвили, В. Бедерханова, О.С. Газман, А.В. Мудрик, С.М. Юсфин и др.).

Выделение идеологами педагогики свободы (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), в педагогическом процессе, наряду с обучением и воспитанием, самостоятельной области – «педагогическая поддержка ребенка в образовании», направлено на гармонизацию сущностно различных и оппозиционных процессов: социализации и индивидуализации личности. Основными средствами педагогической поддержки являются «безусловное позитивное принятие» (формулировка К. Роджерса) ребёнка педагогом, эмпатия, коммуникативная, творческая насыщенность взаимодействия. Педагог, вооруженный такой целью, осознает себя в качестве субъекта личностно-развивающей ситуации, рефлексирует себя в роли специфического носителя личностного опыта саморегуляции, предлагает этот опыт ребенку в качестве средства поддержки и решения его личностных проблем.

В зарубежных исследованиях разных стран педагогическая поддержка рассматривается как школьное консультирование, психолого-педагогическая консультативная служба в системе образования - в США; как коучинг – помощь и содействие личности в позитивных изменениях – в Австралии; как помощь в ситуации выбора, как опекунство, пасторская забота, как курс личностного и социального образования - в Англии; как система психолого-педагогической помощи и поддержки ребенка в образовательном процессе и в выборе профессионального пути - в Голландии.

В отечественной науке теория и практика педагогической поддержки детей разрабатывается в контексте гуманистической парадигмы.

Педагогическая поддержка выступает как технология организации личностного взаимодействия взрослого и ребенка, как педагогическое сопровождение, процесс создания психологически комфортных условий для личностного развития, как воспитательная технология. Педагогическая поддержка рассматривается как сложная, высокотехнологичная, но одновременно «психологоемкая» система педагогического взаимодействия в условиях современного образовательного процесса, как многомерный процесс, сосредоточенный на позитивных сторонах и преимуществах личности, способствующий восстановлению веры в себя и свои возможности, повышению резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, создание оптимальных условий для личностного развития.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Суть и содержание метапредметных результатов
Метапредметные умения, или как их еще называют универсальные учебные действия делятся на несколько видов, это личностные, коммуникативные, познавательные, регулятивные. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и событ ...

Сущность понятия «народные промыслы»
Изучение основ народной культуры в современной школе, как известно, имеет место. Важность этой работы ни у кого не вызывает сомнений. Вместе с тем анализ существующего опыта позволяет сделать вывод о том, что очень часто народная культура представлена наиболее известными ремеслами. Сегодня дети зна ...

Работа по оформлению документации
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию. Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руковод ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru