Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Методические рекомендации по формированию лексики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Страница 3

Рекомендуемые лексические упражнения

1. Подбор определений, эпитетов, сравнений для словесной характеристики предмета (упражнения «Подбери слово», «На что похоже» и др.). Так, для характеристики предметов (с опорой на соответствующие картинки) детям могут быть предложены следующие слова: «дерево» (большое — маленькое, высокое — низкое, старое — молодое (деревце)), «дом», «река», «машина», «сад» и др. Выполнению этого упражнения может предшествовать задание типа: «Узнай, о чем это», когда дети по названным педагогом словам-определениям должны узнать объект, к характеристике которого эти слова подходят. Например:

а) деревянный (каменный), одноэтажный

б) деревянный, красный

в) деревянная, длинная

г) круглый, резиновый

д) круглый, большой, зеленый е).круглое, румяное

дом карандаш удочка мяч арбуз яблоко и т.д.

2. Подбор к слову, обозначающему предмет, соответствующих слов-наименований действия и наоборот (упражнение «Кому что нужно?» применительно к различным лексическим темам и др.).

3. Подбор синонимов и антонимов к словам, обозначающим предметы, их свойства, различные действия (игра-упражнение «Скажи по-другому», «А как наоборот?», где к данным словам детям предлагается подобрать слова с противоположным значением и др.) Ниже приводятся примеры таких упражнений.

Упражнение «Скажи по-другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям.

а) прилагательные: невеселый (грустный), храбрый (смелый);

б) наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело).

К данным словосочетаниям (характеристика предмета) по образцу педагога детям предлагается подобрать синонимы, например:

Образец: невысокое дерево — низкое дерево;

неширокая тропинка — узкая тропинка.

Составляемые синонимические пары:

нехороший поступок (плохой поступок);

нетрудная работа/задача (легкая работа/задача);

неглубокий(-ое) ручей/озеро (мелкий(-ое) ручей/озеро);

недоброе лицо/дело (злое лицо/дело) и т.д.

Игра «Повтори, не ошибись»(синонимы)

Самолеты водят летчики, пилоты,

Очень нравятся им эти самолеты.

По трассам, дорогам, шоссе

И ходим, и ездим мы все.

Радость и веселье царили в Новый год,

У елки новогодней был радостный народ.

В театрах актеры, артисты.

А где же тогда футболисты?

Обман, неправда и ложь –

Ты этим не проживешь!

Была у нас тайна, секрет,

Но больше секретов нет.

У нас были мечты и грезы

О весенних цветах, о розах.

Машина и автомобиль

Из сказки превратились в быль.

По сравненью с воробьем наш пеликан

Настоящий был гигант и великан.

Дом огромный, большой, громадный -

Это было нам очень отрадно.

День пасмурный, унылый и дождливый -

Все мелкий дождик шел неторопливо.

День ясный, безоблачный, светлый, погожий,

На что-то хорошее очень похожий.

Был он смелым, храбрым и отважным,

Что для жизни нашей очень важно.

Шепот тихим был, негромким и неслышным,

Заглушал его шум листьев старой вишни.

Путь был трудным, нелегким, тяжелым,

Но в пути я был бодрым, веселым.

Человек он недобрый и злой,

Обойди ты его стороной.

Устали, утомились мы в пути

И рады были вновь домой прийти.

Спешить, торопиться не надо без толку.

Не надо и плакать, рыдать без умолку.

Упражнение «Скажи наоборот»

а) слова-определения (признаки): большой, горячий, новый, веселый, здоровый, молодой, первый (последний); мягкий (жесткий); бедный;

б) слова-наименования (обозначающие явления и состояния): ночь, холод;

в) глагольная лексика: потерять, ломать, закрыть, вошел, снять (повесить);

г) наречия: холодно, высоко, далеко, горячо, вверху, впереди, спереди и т.д.

Выявление лексического запаса ребёнка, особенностей понимания и употребления слов необходимо для научно обоснованного отбора содержания словарной работы в логопедической группе ДОУ и определения её методик.

Страницы: 1 2 3 4 5


Актуально о образовании:

Упражнения, обучающие беспереводному пониманию читаемого синтетически
Устные упражнения (речевые), подготавливающие беспереводное понимание читаемого. 1. Перед чтением длинного текста учащиеся прослушивают несколько коротких рассказов. Эти рассказы по сюжету не совпадают с текстом для чтения, но они содержат тот же материал. Вот, например, один из таких рассказов, ко ...

Биография Д.И. Менделеева
Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 1834 г. В Тобольске. В семье он был последним, семнадцатым ребенком. Отец учено Иван Павлович Менделеев был сыном сельского священника Соколова. Свою фамилию отец будущего ученого Иван Павлович получил почти случайно. Фамилию давали нередко учителя духов ...

Проявляются ли элементы сотворчества в руководстве творческими играми
Руководство творческими играми — один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru