Большой вклад в исследование лексического компонента речевой деятельности внесли Л.С. Выготский, А.Н.Гвоздев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др.), изучению работ которых мы посвятили теоретическую часть нашего исследования.
Изучение особенностей лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией мы осуществили по методикам Е.Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности» которые позволяют оценить номинативный и предикативный словарь, наличие обобщений, антонимов, синонимов, а также уровень развития словаря признаков.
методика №1 «Классификация понятий»,
методика № 2 «Подбор антонимов»
методика №3 «Подбор синонимов»,
методика № 4 «Добавление одного общего слова к двум словам»
методика № 5 «Дополнение последнего слова в предложении»
Сравнительный анализ итогов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп показал, что имеются как количественные, так и качественные различия в развитии лексической стороны речи у детей со стертой дизартрией и детей без речевых нарушений.
Уровень лексического развития у детей без патологии значительно выше, чем у детей со стертой дизартрией.
Уровень сформированности словаря у детей контрольной группы составил 3,8 – средний, близок высокому. У детей экспериментальной группы уровень сформированности словаря составил 2,3 – уровень ниже среднего.
У детей мы выявили различную степень сформированности лексики:
В контрольной группе 12 детей имеют высокий уровень сформированности словаря, 8 детей – средний уровень (см. рис. 2)
В экспериментальной группе детей с условной нормой лексического развития и высокой степенью сформированности семантической структуры слова и лексической системности среди детей экспериментальной группы мы не выявили. Средняя степень сформированности словаря - 6 детей, степень ниже среднего - 9 детей, низкая степень –5 детей со стертой дизартрией (см. рис.3).
У детей с нормальным речевым развитием процесс поиска слова происходил очень быстро, автоматизированно. У детей со стертой дизартрией, в отличие от нормы, этот процесс осуществляется очень медленно, развернуто, недостаточно автоматизированно. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые).
Характерной особенностью словаря детей со стертой дизартрией является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей экспериментальной группы многообразны.
По нашему мнению, вербальные парафазии у детей со стертой дизартрией обусловлены недостаточной сформированностью семантических полей, структурации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.
У детей со стертой дизартрией отмечались ограниченность объема словаря, недостаточная активность процесса поиска слова; недоразвитие мыслительных операций сравнения и обобщения; трудности выделения существенных дифференциальных семантических признаков, на основе которых противопоставляется значение слов; несформированность семантических полей.
Поскольку в эксперименте мы выявили особенности формирования предикативного, атрибутивного и номинативного словаря детей 5-6 лет со стертой дизартрией, то, по нашему мнению, необходима специальная коррекционно- развивающая работа с детьми со стертой дизартрией, направленная на обогащение словаря, усвоение предметного, понятийного содержания каждого слова, расширение и углубление понимания семантических отношений между словами, воспитание навыков словообразования как основного средства пополнения словарного состава языка, отработку навыков правильного употребления слов в связной речи. Результаты экспериментального исследования, полученные в ходе диагностики, позволили определить направления логопедической работы, подобрать соответствующий лексический материал и игры, направленные на развитие лексики детей со стертой дизартрией.
Актуально о образовании:
Разделение и кооперация труда руководителей дошкольного образовательного
учреждения – основа организации деятельности управляющей системы
Организация в системе управления дошкольным учреждением направлена на формирование не только управляемой, но и управляющей подсистемы, разделение и кооперация труда в которой должны осуществляться на более высоком уровне. Четкое, продуманное разделение и кооперация труда руководителей дошкольного у ...
Конструкция асинхронных машин с короткозамкнутым ротором
Конструкция асинхронной машины с короткозамкнутым ротором представлена на рисунке 1. Статор машины состоит из магнитопровода 2, трехфазной разноименнополюсной обмотки 20, выводные концы которой с помощью выводной коробки 13 присоединяются к сети переменного тока и станины 1. Активными элементами ст ...
Дидактические игры для детей первой и второй младших групп
Развивать индивидуальные игры с дидактическими игрушками. Организовывать коллективные игры, в которых воспитатель выступает в качестве ведущего (объясняет детям содержание и правила дидактических игр, постепенно развивает умение играть самостоятельно). Усложнять игры, содержащие сравнительно просты ...