Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему процветанию и развитию общества.
Д. И. Менделеев доказывал, что в вузы надо широко привлекать детей из непривилегированных сословий, т. к. «способные юноши» очень часто встречаются в тех классах общества, которые обладают наименьшим достатком, т. к. они зачастую стоят ближе к природе и всей действительности, показывающей всю нужду в высшем образовании. Он был убежден, что принимать в вузы нужно не только из гимназий, но из реальных училищ, кадетских корпусов, учительских и духовных семинарий. Поэтому он требовал расширения государственной системы обеспечения стипендиями, хотя и считал, что назначение их должно определяться успешностью учебы.
Дмитрий Иванович видел недостатки университетского и технического образования, писал о вреде его «универсальности» и «энциклопедичности», боролся с многопредметностью планов и программ того времени, доказывал, что всему научить нельзя, даже в отдельной области знаний, а поэтому в вузах нужно внедрять узкую специализацию.
Ученый подчеркивал, что вузы должны научить использовать полученные теоретические знания к решению практических вопросов.
Большое значение придавал Д.И. Менделеев химическому вопросу: «Лекции по химии необходимо сопровождать многочисленными опытами, если в аудитории студент должен получить не только общее, но и специальное химическое образование. Это относится особенно к неорганической химии, потому что она читается на первом курсе и составляет вместе с физикой, необходимое введение в дисциплину опытных наук».
Дмитрий Иванович был сторонником широких научных дискуссий, утверждал, что критика - это движущая сила науки и техники, и если старое не обогащается новым, а новое не отбрасывает устарелого, то нет движения вперед. Он писал: «Я счастлив был тем, что на многие мои работы являлась критика - значит там было новое и внимания достойное».
Он считал, что в высших учебных заведениях испытания должны носить особый характер и проводиться следующими четырьмя способами. Испытание первое — беседа профессора со студентом, испытание второе — это практические занятия, третий способ испытания целесообразна было бы, но его мнению, свести к устному или письменному изложение студентом каких-либо частей данной науки (реферат), четвертый же — должен включать самостоятельные исследования в природе, искусствах или в памятниках и фактически являться проверкой умения обращаться с частностями.
Последний способ испытания, по мнению Д. И. Менделеева, должен иметь решающее значение; без него нельзя выпускать ни одного слушателя высшего учебного заведения с полным дипломом, так как «умение разобраться в частности на основании того, что уже известно, вполне необходимо в жизни, а уменье из частностей доходить до, вероятно, справедливого, а тем паче до достоверного или несомненно истинного и составляет существо научной самостоятельности»
В организации строя учебной жизни высших учебных заведении Д. И. Менделеев не был сторонником так называемого свободного посещения лекций и других занятий, предусмотренных учебным расписанием, и называл эту систему «полунемецкими порядками». Он требовал определенного порядка в работе студентов и считал, что учащиеся обязаны посещать все учебные занятия.
Дмитрий Иванович решительно высказывался за широкое обеспечение студентов государственными стипендиями.
Он говорил, что надо соразмерить величину стипендии не только с расходами, но и с успехами стипендиатов.
Д. И. Менделеев указывал, что когда государство даст свои средства отдельному лицу на его образование, оно должно требовать или последующего возврата выданной стипендии, или обязательной службы в тех местах, куда будет назначен окончивший курс.
Д. И. Менделеев считал необходимым давать женщинам такое же образование, как и мужчинам. Он видел в развитии женского образования один из основных путей улучшения общественных условий. В 1880— 1831 гг. Д. И. Менделеев читал курс химии на Петербургских высших женских Бестужевских курсах.
Актуально о образовании:
Понятие величины. Свойства величины
Понятие величины имеет довольно распространенное значение и в математике и в обычной жизни. С величиной человек сталкивается сплошь и рядом. Она присутствует и в бытовых предметах, и в окружающем мире человека. Его окружают большие дома, деревья, облака, небо. Понятию величины отведено достойное ме ...
Предпосылки формирования лексической
стороны речи детей дошкольного возраста
лексика ребенок стертая дизартрия Термин лексика (от греческого lexikos - словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка. Чтобы начать говорить, необходимо овладеть языком как устройством, обеспечивающим восприятие и порождение речи. С точки зрения своей организации язык пред ...
Способы получения ацетилена и демонстрация их на уроках химии
Самый доступный способ получения ацетилена — взаимодействие карбида кальция с водой: СаС2 + 2Н2O à С2Н2 + Са(ОН)2 Колбу для реакции следует брать не слишком малого объема, так как при реакции происходит вспучивание образующейся густой жидкости и пену может погнать газом по отводной трубке. В ...