Д.И. Менделеев о высшей школе

Страница 1

Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему процветанию и развитию общества.

Д. И. Менделеев доказывал, что в вузы надо широко привлекать детей из непривилегированных сословий, т. к. «способные юноши» очень часто встречаются в тех классах общества, которые обладают наименьшим достатком, т. к. они зачастую стоят ближе к природе и всей действительности, показывающей всю нужду в высшем образовании. Он был убежден, что принимать в вузы нужно не только из гимназий, но из реальных училищ, кадетских корпусов, учительских и духовных семинарий. Поэтому он требовал расширения государственной системы обеспечения стипендиями, хотя и считал, что назначение их должно определяться успешностью учебы.

Дмитрий Иванович видел недостатки университетского и технического образования, писал о вреде его «универсальности» и «энциклопедичности», боролся с многопредметностью планов и программ того времени, доказывал, что всему научить нельзя, даже в отдельной области знаний, а поэтому в вузах нужно внедрять узкую специализацию.

Ученый подчеркивал, что вузы должны научить использовать полученные теоретические знания к решению практических вопросов.

Большое значение придавал Д.И. Менделеев химическому вопросу: «Лекции по химии необходимо сопровождать многочисленными опытами, если в аудитории студент должен получить не только общее, но и специальное химическое образование. Это относится особенно к неорганической химии, потому что она читается на первом курсе и составляет вместе с физикой, необходимое введение в дисциплину опытных наук».

Дмитрий Иванович был сторонником широких научных дискуссий, утверждал, что критика - это движущая сила науки и техники, и если старое не обогащается новым, а новое не отбрасывает устарелого, то нет движения вперед. Он писал: «Я счастлив был тем, что на многие мои работы являлась критика - значит там было новое и внимания достойное».

Он считал, что в высших учебных заведениях испытания должны носить особый характер и проводиться следующими четырьмя способами. Испытание первое — беседа профессора со студентом, испытание второе — это практические занятия, третий способ испытания целесообразна было бы, но его мнению, свести к устному или письменному изложение студентом каких-либо частей данной науки (реферат), четвертый же — должен включать самостоятельные исследования в природе, искусствах или в памятниках и фактически являться проверкой умения обращаться с частностями.

Последний способ испытания, по мнению Д. И. Менделеева, должен иметь решающее значение; без него нельзя выпускать ни одного слушателя высшего учебного заведения с полным дипломом, так как «умение разобраться в частности на основании того, что уже известно, вполне необходимо в жизни, а уменье из частностей доходить до, вероятно, справедливого, а тем паче до достоверного или несомненно истинного и составляет существо научной самостоятельности»

В организации строя учебной жизни высших учебных заведении Д. И. Менделеев не был сторонником так называемого свободного посещения лекций и других занятий, предусмотренных учебным расписанием, и называл эту систему «полунемецкими порядками». Он требовал определенного порядка в работе студентов и считал, что учащиеся обязаны посещать все учебные занятия.

Дмитрий Иванович решительно высказывался за широкое обеспечение студентов государственными стипендиями.

Он говорил, что надо соразмерить величину стипендии не только с расходами, но и с успехами стипендиатов.

Д. И. Менделеев указывал, что когда государство даст свои средства отдельному лицу на его образование, оно должно требовать или последующего возврата выданной стипендии, или обязательной службы в тех местах, куда будет назначен окончивший курс.

Д. И. Менделеев считал необходимым давать женщинам такое же образование, как и мужчинам. Он видел в развитии женского образования один из основных путей улучшения общественных условий. В 1880— 1831 гг. Д. И. Менделеев читал курс химии на Петербургских высших женских Бестужевских курсах.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Определение детской художественно-познавательной деятельности
Традиции изучения художественно-творческого развития детей и подростков, сложившиеся в 20-е годы XX века на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, В.Н. Щацкой, были продолжены наиболее влиятельным представителем этой школы, профессором Б.П. Юсовым. У ...

Применение проблемного обучения в практике для младших классов средней общеобразовательной школы
Известно, что теория и практика проблемного обучения разрабатываются на основании достижений психологии мышления. В экспериментальных психологических исследованиях С.Л. Рубинштейна, Л.И. Анциферовой, А.В. Брушлинского, А.М. Матюшкина, К.А. Славской, а также в работах Ю.Н. Кулюткина, В.Н. Пушкина, О ...

Получение результатов наблюдений при моделировании
Изложив приемы построения и эксплуатации имитационных моделей, рассмотрим теперь важный вопрос, касающийся получения результатов наблюдений при моделировании. Поскольку моделирование представляет собой эксперимент, получаемые результаты наблюдения должны быть статистически независимы и одинаково ра ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru