Д.И. Менделеев о высшей школе

Страница 1

Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему процветанию и развитию общества.

Д. И. Менделеев доказывал, что в вузы надо широко привлекать детей из непривилегированных сословий, т. к. «способные юноши» очень часто встречаются в тех классах общества, которые обладают наименьшим достатком, т. к. они зачастую стоят ближе к природе и всей действительности, показывающей всю нужду в высшем образовании. Он был убежден, что принимать в вузы нужно не только из гимназий, но из реальных училищ, кадетских корпусов, учительских и духовных семинарий. Поэтому он требовал расширения государственной системы обеспечения стипендиями, хотя и считал, что назначение их должно определяться успешностью учебы.

Дмитрий Иванович видел недостатки университетского и технического образования, писал о вреде его «универсальности» и «энциклопедичности», боролся с многопредметностью планов и программ того времени, доказывал, что всему научить нельзя, даже в отдельной области знаний, а поэтому в вузах нужно внедрять узкую специализацию.

Ученый подчеркивал, что вузы должны научить использовать полученные теоретические знания к решению практических вопросов.

Большое значение придавал Д.И. Менделеев химическому вопросу: «Лекции по химии необходимо сопровождать многочисленными опытами, если в аудитории студент должен получить не только общее, но и специальное химическое образование. Это относится особенно к неорганической химии, потому что она читается на первом курсе и составляет вместе с физикой, необходимое введение в дисциплину опытных наук».

Дмитрий Иванович был сторонником широких научных дискуссий, утверждал, что критика - это движущая сила науки и техники, и если старое не обогащается новым, а новое не отбрасывает устарелого, то нет движения вперед. Он писал: «Я счастлив был тем, что на многие мои работы являлась критика - значит там было новое и внимания достойное».

Он считал, что в высших учебных заведениях испытания должны носить особый характер и проводиться следующими четырьмя способами. Испытание первое — беседа профессора со студентом, испытание второе — это практические занятия, третий способ испытания целесообразна было бы, но его мнению, свести к устному или письменному изложение студентом каких-либо частей данной науки (реферат), четвертый же — должен включать самостоятельные исследования в природе, искусствах или в памятниках и фактически являться проверкой умения обращаться с частностями.

Последний способ испытания, по мнению Д. И. Менделеева, должен иметь решающее значение; без него нельзя выпускать ни одного слушателя высшего учебного заведения с полным дипломом, так как «умение разобраться в частности на основании того, что уже известно, вполне необходимо в жизни, а уменье из частностей доходить до, вероятно, справедливого, а тем паче до достоверного или несомненно истинного и составляет существо научной самостоятельности»

В организации строя учебной жизни высших учебных заведении Д. И. Менделеев не был сторонником так называемого свободного посещения лекций и других занятий, предусмотренных учебным расписанием, и называл эту систему «полунемецкими порядками». Он требовал определенного порядка в работе студентов и считал, что учащиеся обязаны посещать все учебные занятия.

Дмитрий Иванович решительно высказывался за широкое обеспечение студентов государственными стипендиями.

Он говорил, что надо соразмерить величину стипендии не только с расходами, но и с успехами стипендиатов.

Д. И. Менделеев указывал, что когда государство даст свои средства отдельному лицу на его образование, оно должно требовать или последующего возврата выданной стипендии, или обязательной службы в тех местах, куда будет назначен окончивший курс.

Д. И. Менделеев считал необходимым давать женщинам такое же образование, как и мужчинам. Он видел в развитии женского образования один из основных путей улучшения общественных условий. В 1880— 1831 гг. Д. И. Менделеев читал курс химии на Петербургских высших женских Бестужевских курсах.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Элементы комбинаторики. Принцип Дирихле
В начале занятия кратко рассказать историю зарождения комбинаторики и об областях ее применения. Определение. Задачи на составление числа возможных соединений элементов с определенными свойствами, которые можно составить из элементов заданного множества, называются комбинаторными. Задача 1. Сколько ...

Значение метода проектов в процессе ознакомления с этнокультурой
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а та ...

Сравнение нормы с ОНР у детей в дошкольном возрасте
Одним из компонентов всестороннего изучения детей (их речевых и не речевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личностных особенностей и т. д.) является логопедическое обследование. Его цель – установить, какое речевое нарушение имеется у ребенка, определить его характер и с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru