* отсутствие пропусков и нарушений порядка следования элементов запоминаемого ряда;
* отсутствие ошибок по типу зеркального изображения, трансформации фигуры в знак, изменения и искажения фигур;
* соблюдение строки;
* успешное отсроченное воспроизведение запоминаемого зрительного ряда.
2. Для дошкольников с ОНР требуется специально организованная работа по формированию графо-моторных навыков письма
Проведенное нами экспериментальное изучение направленно на исследование функционального базиса графо - моторных навыков письма (зрительно-пространственных отношений, серийной организации движений, зрительной памяти, моторики и собственно графо - моторного компонента), которое проводились с помощью методик А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, М.М. Безруких. Сравнительный анализ полученных данных показал, что практически во всех пробах дошкольники с ОНР допускали больше ошибок, чем их ровесники с нормальным речевым развитием.
Основываясь на полученных данных о взаимосвязи между несформированностью графо - моторных навыков со зрительно-пространственными отношениями, с серийной организации движений, моторикой и зрительной памятью, нами была проведена коррекционно-педагогическая работа по формированию графо-моторных навыков письма, в которой использовались приемы М.М. Безруких, С.П. Ефимовой, Р.Д. Триггер, О.Б. Иншаковой, А.В. Антоновой и др.
После анализа эффективности коррекционно-педагогической работы нами были получены данные о том, что дошкольники с ОНР, с которыми проводилась специальная коррекционно-педагогическая работа в течение года, допускали намного меньше неточностей и ошибок, чем дошкольники с ОНР в начале учебного года. Общие показатели набранных баллов по всем исследуемым функциям после проведения специальной коррекционной работы приближаются к показателям набранных баллов дошкольников с нормальным речевым развитием.
Таким образом, можно сделать вывод о положительной динамике формирования графо-моторных навыков с помощью специальной коррекционно-педагогической работы.
Из вышесказанного следует, что проблема нарушений письма, весьма актуальна, поэтому использование упражнений, направленных на развитие графо-моторных навыков и их функциональной базы (зрительно-пространственных представлений, серийной организации движений, зрительной памяти, моторики, собственно графо-моторного компонента), несет профилактическую функцию.
Таким образом, проведенная работа позволила сформулировать следующие выводы:
1.Формирование графо-моторных навыков требует полноценной сформированности функционального базиса: зрительно-пространственных представлений, серийной организации движений, зрительной памяти и моторики.
2.Изучение компонентов функционального базиса графо-моторных навыков письма показало, что дошкольники с ОНР демонстрировали ряд отличий по сравнению со сверстниками с нормальным речевым развитием. Отличия носили количественный и качественный характер. У детей отмечается:
*слабое развитие пальцевой моторики;
* недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных двигательных навыков;
* недостаточное развитие зрительной памяти и зрительно-пространственных представлений;
* отсутствие плавности линий;
* медленный темп выполнения предложенных заданий.
3. Проведенная многоплановая коррекционно-педагогическая работа по формированию графо-моторных навыков была направлена на формирование и развитие:
* зрительно-пространственных отношений (узнавание изображений и их контуров; формирование зрительного слежения, развитие зрительно-моторной координации);
* мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика: упражнения для пальчиков, упражнения для пальчиков, сопровождаемые речитативом, предметная деятельность);
* серийной организации движений;
* зрительной памяти;
* собственно графо-моторного компонента (графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания);
4.Анализ результатов контрольного эксперимента показал: проведенная работа позволила добиться положительных результатов при формировании графо-моторных навыков. Отмечается:
Актуально о образовании:
Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...
Возникновение методики обучения биологии в
древности
Становление методики обучения можно проследить с глубокой древности. Это связано с освоением условий окружающей среды, развитием ботаники и зоологии, практическими знаниями и наблюдениями природы, которые накапливались веками. Вопросы относительно природных явлений с давних пор включались в содержа ...
Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. П ...