В конкретных условиях каждой школы внеурочная работа по астрономии может иметь различные формы: беседы и лекции по особо актуальным вопросам, тематические вечера, читательские конференции, кружковые занятия, экскурсии в научно-просветительские центры, встречи со специалистами или опытными любителями астрономии.
а) Массовая научно-просветительская работа
Тематические беседы, лекции и вечера следует посвящать наиболее актуальным проблемам астрономии и космонавтики. Каждое мероприятие должно иметь научную направленность. Готовят и проводят массовые мероприятия старшеклассники – активные участники школьного астрономического кружка под руководством учителя астрономии.
Беседы и лекции лучше проводить на узкие темы, например: «Что нового узнали о природе Луны после ее посещения автоматами и людьми», «Венера и Марс раскрывают свои тайны», «Солнечная активность и ее земные проявления» и т.п. Значительно больший эффект дают циклы бесед или лекций, которые проводятся в течении учебного года.
Тематические вечера имеют преимущества перед лекциями, так как в их подготовке и проведении участвуют многие учащиеся в качестве докладчиков, ассистентов, оформителей. Силами учащихся готовится иллюстрированная выставка по теме вечера (фотоснимки, открытки, вырезки из журналов, книги, монтажи, стенгазеты и т.д.). Оживляют вечер хорошо подготовленная астрономическая викторина и продуманная демонстрация занимательных опытов.
Успех тематического вечера в основном зависит от его подготовки, поэтому необходимо особенно серьезно относиться ко всей организаторской и методической работе.
Каждому лектору поручается подготовить выступление на 10 минут по конкретному вопросу. Число выступлений определяется кругом вопросов, включаемых в тему вечера, их должно быть не более 4-5, а сам вечер должен длиться не более двух академических часов с учетом викторины, демонстрации фильма и всего прочего.
Докладчикам руководитель рекомендует необходимую литературу и помогает подготовить иллюстрации к этому докладу. В ходе вечера интересными будут ответы на вопросы присутствующих.
б) Кружковая работа
Для школьников, заинтересовавшихся астрономией, полезно создать астрономические кружки, делать их общими, для учащихся всех возрастов.
У кружка должен быть руководитель – это учитель физики и астрономии. В качестве помощников руководитель может выбрать себе двух-трех старшеклассников, которые уже на протяжении нескольких лет занимаются в кружке.
Эффективным методом обучения астрофизике является метод создания проблемной ситуации. Учитывая интерес подростков к фантастике, руководитель может включить проблемный вопрос в специально придуманный фантастический сюжет. От решения поставленного при этом задания должна зависеть судьба героев.
В процессе решения проблемной ситуации можно эффективно использовать исследовательский метод. Его также можно назвать эвристическим (поиск идей) и субъективно-творческим. Итогом работы должно быть решение данной проблемы, приобретение новых знаний обучающимися и, возможно, осуществление научно-значимых открытий.
В поиске результата обучающиеся проходят основные этапы научного творчества: постановка задачи, выдвижение гипотез, выбор путей, способов и средств для решения проблемы, реализация намеченной программы работы, обработка и анализ результатов, формулировка выводов исследования.
Актуально о образовании:
Интерактивная технология обучения
В педагогике различают несколько моделей обучения: 1) пассивная - ученик выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит) 2) активная - ученик выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания) 3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать ...
Общая наука о человеке как основа педагогики
Все вальдорфские учителя перед началом работы в школе должны были пройти курс лекций "Общая наука о человеке как основа педагогики" о связи важнейших душевных функций человека с физиологическими процессами. "Эту книгу можно назвать сборником упражнений, научным текстом для медитации… ...
Упражнения, обучающие беспереводному
пониманию читаемого аналитически
К ним относятся упражнения, обучающие различным видам обоснованной догадки при чтении. Например: 1. Определить смысл незнакомого текста по контексту: А) значение незнакомого слова раскрывается предшествующим контекстом: When you want to change a book you go to the library (англ.). Quand vous voulez ...