Внеурочная работа по астрономии

Страница 1

В конкретных условиях каждой школы внеурочная работа по астрономии может иметь различные формы: беседы и лекции по особо актуальным вопросам, тематические вечера, читательские конференции, кружковые занятия, экскурсии в научно-просветительские центры, встречи со специалистами или опытными любителями астрономии.

а) Массовая научно-просветительская работа

Тематические беседы, лекции и вечера следует посвящать наиболее актуальным проблемам астрономии и космонавтики. Каждое мероприятие должно иметь научную направленность. Готовят и проводят массовые мероприятия старшеклассники – активные участники школьного астрономического кружка под руководством учителя астрономии.

Беседы и лекции лучше проводить на узкие темы, например: «Что нового узнали о природе Луны после ее посещения автоматами и людьми», «Венера и Марс раскрывают свои тайны», «Солнечная активность и ее земные проявления» и т.п. Значительно больший эффект дают циклы бесед или лекций, которые проводятся в течении учебного года.

Тематические вечера имеют преимущества перед лекциями, так как в их подготовке и проведении участвуют многие учащиеся в качестве докладчиков, ассистентов, оформителей. Силами учащихся готовится иллюстрированная выставка по теме вечера (фотоснимки, открытки, вырезки из журналов, книги, монтажи, стенгазеты и т.д.). Оживляют вечер хорошо подготовленная астрономическая викторина и продуманная демонстрация занимательных опытов.

Успех тематического вечера в основном зависит от его подготовки, поэтому необходимо особенно серьезно относиться ко всей организаторской и методической работе.

Каждому лектору поручается подготовить выступление на 10 минут по конкретному вопросу. Число выступлений определяется кругом вопросов, включаемых в тему вечера, их должно быть не более 4-5, а сам вечер должен длиться не более двух академических часов с учетом викторины, демонстрации фильма и всего прочего.

Докладчикам руководитель рекомендует необходимую литературу и помогает подготовить иллюстрации к этому докладу. В ходе вечера интересными будут ответы на вопросы присутствующих.

б) Кружковая работа

Для школьников, заинтересовавшихся астрономией, полезно создать астрономические кружки, делать их общими, для учащихся всех возрастов.

У кружка должен быть руководитель – это учитель физики и астрономии. В качестве помощников руководитель может выбрать себе двух-трех старшеклассников, которые уже на протяжении нескольких лет занимаются в кружке.

Эффективным методом обучения астрофизике является метод создания проблемной ситуации. Учитывая интерес подростков к фантастике, руководитель может включить проблемный вопрос в специально придуманный фантастический сюжет. От решения поставленного при этом задания должна зависеть судьба героев.

В процессе решения проблемной ситуации можно эффективно использовать исследовательский метод. Его также можно назвать эвристическим (поиск идей) и субъективно-творческим. Итогом работы должно быть решение данной проблемы, приобретение новых знаний обучающимися и, возможно, осуществление научно-значимых открытий.

В поиске результата обучающиеся проходят основные этапы научного творчества: постановка задачи, выдвижение гипотез, выбор путей, способов и средств для решения проблемы, реализация намеченной программы работы, обработка и анализ результатов, формулировка выводов исследования.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. П ...

Положение алюминия в периодической системе и строение его атома
Алюминий находится в главной подгруппе III группы. Схема расположения по энергетическим уровням следующая: +3Al 2e-, 8e-, 3e- Так как у атомов алюминия на внешнем уровне 3 электрона, то алюминий в соединениях проявляет степень окисления 4-3. К такому же выводу приходим, руководствуясь представления ...

Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Важность развития ручной моторики у детей с ЗПР обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Исследования М. М. Кольцовой показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых зон коры головного мозга осуществляется под влиянием кинестетических импульсов, п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru