Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Новое о образовании » Методика формирования понятия "вещество" на пропедевтическом этапе обучения химии » Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Страница 6

Прием конкретизации применялся и при изучении сведений о составе и строении веществ. Например, в начальной школе учащиеся получили некоторые знания о составе и строении: тела состоят из веществ, вещества из молекул, а молекулы из элементарных частиц (при этом само понятие «молекула» не определяется); есть вещества газообразные, жидкие и твердые. В дальнейшем (в 5 – 7 классах), происходит уточнение, конкретизация знаний, вводятся понятия атома и молекулы, представление о том, что молекулы состоят из атомов, и что между частицами существуют силы взаимодействия. Устанавливаются причины отличий в физических свойствах веществ, находящихся в разных и одинаковых агрегатных состояниях и т.д. Учащиеся получают сведения о том, что существуют атомы разных видов (химические элементы), поэтому вещества могут быть образованы как одинаковыми атомами (простые вещества), так и разными атомами (сложные вещества). Итогом применения этого приема конкретизации становится формирование первоначального уровня понятий о составе и строении веществ и понимание зависимости свойств веществ от этих элементов.

Особенностью использования приема конкретизации при изучении теоретических положений химической науки является вектор вопросов учителя. Для более полного использования имеющихся у учащихся знаний учителям было рекомендовано спрашивать не только о сведениях, изучаемых на других уроках, но и опираться на кругозор (информационное поле) и мыслительный потенциал ребенка, т.е. на общий уровень развития у учащихся мыслительных способностей, приемов познавательной деятельности. В первую очередь это связано с абстрактным характером рассматриваемого материала: учащимся для ответа на вопросы необходимо было подключить воображение, первичные навыки моделирования, логическое мышление, которое они могли почерпнуть не только в рамках изучения школьных предметов. При объяснении материала абстрактного или трудно иллюстрируемого экспериментом характера, учителям было рекомендовано максимально использовать наглядно-иллюстративные средства, в том числе шаростержневые модели, модели кристаллических решеток, современные технические возможности, в том числе видеофрагменты и компьютерные программы. Все эти способы изложения информации, позволяют учащемуся получать ее по наиболее удобному для него каналу: звук (речь учителя и голос ведущего), изображение, непосредственная работа с моделями. Формулируемые после объяснения вопросы должны отвечать цели конкретизации услышанного: их логическая последовательность, постепенное усложнение, уточняющий характер направляют учащихся к желаемому результату - ответу.

Целью переноса имеющихся теоретических знаний и практических умений в новую ситуацию является осуществление преемственных связей. Речь может идти не только о знаниях и навыках, полученных при обучении в школе, но и приобретенных в повседневной жизни.

Вариантов применения этого приема переноса знаний может быть в основном четыре.

Первый вариант предполагает перенос имеющихся теоретических знаний в новую ситуацию. Этот вариант целесообразно осуществлять после использования приемов напоминания или актуализации. Напомнив о существовании веществ в трех агрегатных состояниях, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос и аргументировать свой ответ: являются ли лед, пар и жидкая вода разными веществами? Предлагается привести примеры подобных переходов для других веществ и дать объяснения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Планирование имитационных экспериментов
Целью имитационных экспериментов является, возможно, более глубокое изучение моделируемых систем при ограниченных затратах. С этой целью необходимо планировать и проектировать не только модель системы, но и процесс проведения экспериментов с ней. В практике имитационных исследований наиболее распро ...

Аккредитация ВУЗов ABET
АВЕТ был образован в 1932 г. для продвижения учебных программ, не связанных с инженерно-строительными направлениями. В этом качестве АВЕТ приступил к сертификации программ уже в 1936 г. и в дальнейшем стал национальным центром по аккредитации инженерных программ всех направлений. В настоящее время ...

Основные показатели и условия развития пространственного мышления
В нашем исследовании важную роль играет оценка показателей развития пространственных представлений. Для выделения показателей развития пространственных представлений обратимся к психолого-педагогической литературе. Так, например, И.С. Якиманская выделяет такие показатели развития пространственных п ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru