Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Новое о образовании » Методика формирования понятия "вещество" на пропедевтическом этапе обучения химии » Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Страница 2

Систематичность знаний может быть достигнута при использовании различных методов обучения:

· объяснительно-иллюстративного;

· репродуктивного;

· проблемного изложения;

· частично-поискового (эвристического);

· исследовательского;

Выбор того или иного метода определяется учителем в зависимости от конкретных целей и задач, поставленных перед учащимися. Ранее, для иллюстрации формирования приема «систематизации», был приведен пример использования метода проблемного изложения.

Раскроем суть названных методов и приведем варианты их использования, рекомендованные нами в рамках апробации методики.

· Объяснительно-иллюстративный метод предполагает изложение знаний в форме рассказа или объяснения учителя с помощью наглядных средств и организованных практических действий учащихся. Использование этого метода позволяет учителю сообщать информацию о способах деятельности, о сферах применения сообщаемых знаний о веществе, показывать образцы такого применения, указывать на способы преодоления трудностей, которые могут возникнуть в ходе этого процесса.

Применение метода наиболее целесообразно на занятиях, в ходе которых происходит первичное знакомство учащихся с образами и/или моделями изучаемых объектов, их изображениями, символами и т.п. Например, при формировании понятия о «химическом элементе» как определенном виде атома; определенного порядка расположения частиц в веществе и др.

При изучении темы «Простые и сложные вещества» учитель не только формулировал определения этих понятий, но и сопровождал свой рассказ записью химических формул на доске, демонстрацией таблиц с изображением структур простых и сложных веществ. После чего, используя в учебнике изображения веществ, состоящих из одинаковых кружочков или кружочков разного вида, учащимся предлагалось определить, в каком случае приведен рисунок простого, а в каком случае сложного вещества. Демонстрационный опыт «Разложение воды электрическим током», с последующим анализом того, что увидели учащиеся, стал завершением объяснения данной темы.

Репродуктивный метод заключается в воспроизведении учащимися знаний в предъявленных ранее связях. При применении этого метода учитель предлагает учащимся типовые упражнения, при выполнении которых они демонстрируют приобретенные ранее навыки и умения: самостоятельное извлечение информации из текстов, сообщенных учителем, и установление связей между ними или закрепление усвоения уже понятых связей.

Использование данного метода целесообразно на уроках, в ходе которых учащиеся должны отработать новые понятия и законы, являющиеся основой для дальнейшего усвоения материала, систематизировать знания или продемонстрировать понимание установленных ранее причинно-следственных связей путем их воспроизведения в виде схем или таблиц. Например, этот метод был использован учителями при введении понятий «атом» и «молекула», «простое и сложное вещество», при объяснении изменений состава и строения в ходе химических реакций.

Рассмотрим применение этого метода при изучении темы «Тела и вещества». После знакомства учащихся с этими понятиями на предыдущем уроке, учитель приступал к отработке введенных понятий. Для этого предлагалось привести примеры как можно большего числа тел, состоящих из одного вещества, например, из железа. Далее учащиеся получили обратное задание: привести примеры веществ, из которых может быть изготовлен кубик. Следующим заданием стало установление соответствия между телами и веществами, из которых они могли быть сделаны: тела - обложка, кольцо, колокольчик; вещества – полиэтилен, золото, стекло. На заключительном этапе занятия учитель предложил учащимся сформулировать признаки, по которым можно было бы различить эти два понятия. Таким образом, учащиеся фактически отрабатывали один и тот же материал, но на разных, постепенно усложняющихся примерах, а затем обобщали полученные знания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Д.И. Менделеев о высшей школе
Д. И. Менделеев со свойственной ему четкостью и глубиной раскрыл значение университетского и высшего специального образования. Мысли Дмитрия Ивановича о высшем образовании не утратили значения до наших дней, т. к. по его мнению, наука и образование должны служить народу, содействовать дальнейшему п ...

Анализ программных требований к формированию умений решать текстовые задачи
Изучение математики способствует всестороннему развитию умственных способностей младших школьников: памяти, логического и критического мышления, интуиции, воображения, внимания, информационной культуры, формирования первичных умений доказательно размышлять и объяснять свои действия, математизироват ...

Качественные и расчетные задачи по теме «Плотность»
Когда мы, собираясь на каникулы в лагерь, набиваем всё новыми и новыми вещами и без того уже пухлый чемодан, какие из физических величин мы изменяем – m, V? 1. Кусок пластилина скатали в шарик. Какие из физических величин, характеризующих шарик, изменились – m, V? 2. Докажите, что из двух тел равно ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru