Систематичность знаний может быть достигнута при использовании различных методов обучения:
· объяснительно-иллюстративного;
· репродуктивного;
· проблемного изложения;
· частично-поискового (эвристического);
· исследовательского;
Выбор того или иного метода определяется учителем в зависимости от конкретных целей и задач, поставленных перед учащимися. Ранее, для иллюстрации формирования приема «систематизации», был приведен пример использования метода проблемного изложения.
Раскроем суть названных методов и приведем варианты их использования, рекомендованные нами в рамках апробации методики.
· Объяснительно-иллюстративный метод предполагает изложение знаний в форме рассказа или объяснения учителя с помощью наглядных средств и организованных практических действий учащихся. Использование этого метода позволяет учителю сообщать информацию о способах деятельности, о сферах применения сообщаемых знаний о веществе, показывать образцы такого применения, указывать на способы преодоления трудностей, которые могут возникнуть в ходе этого процесса.
Применение метода наиболее целесообразно на занятиях, в ходе которых происходит первичное знакомство учащихся с образами и/или моделями изучаемых объектов, их изображениями, символами и т.п. Например, при формировании понятия о «химическом элементе» как определенном виде атома; определенного порядка расположения частиц в веществе и др.
При изучении темы «Простые и сложные вещества» учитель не только формулировал определения этих понятий, но и сопровождал свой рассказ записью химических формул на доске, демонстрацией таблиц с изображением структур простых и сложных веществ. После чего, используя в учебнике изображения веществ, состоящих из одинаковых кружочков или кружочков разного вида, учащимся предлагалось определить, в каком случае приведен рисунок простого, а в каком случае сложного вещества. Демонстрационный опыт «Разложение воды электрическим током», с последующим анализом того, что увидели учащиеся, стал завершением объяснения данной темы.
Репродуктивный метод заключается в воспроизведении учащимися знаний в предъявленных ранее связях. При применении этого метода учитель предлагает учащимся типовые упражнения, при выполнении которых они демонстрируют приобретенные ранее навыки и умения: самостоятельное извлечение информации из текстов, сообщенных учителем, и установление связей между ними или закрепление усвоения уже понятых связей.
Использование данного метода целесообразно на уроках, в ходе которых учащиеся должны отработать новые понятия и законы, являющиеся основой для дальнейшего усвоения материала, систематизировать знания или продемонстрировать понимание установленных ранее причинно-следственных связей путем их воспроизведения в виде схем или таблиц. Например, этот метод был использован учителями при введении понятий «атом» и «молекула», «простое и сложное вещество», при объяснении изменений состава и строения в ходе химических реакций.
Рассмотрим применение этого метода при изучении темы «Тела и вещества». После знакомства учащихся с этими понятиями на предыдущем уроке, учитель приступал к отработке введенных понятий. Для этого предлагалось привести примеры как можно большего числа тел, состоящих из одного вещества, например, из железа. Далее учащиеся получили обратное задание: привести примеры веществ, из которых может быть изготовлен кубик. Следующим заданием стало установление соответствия между телами и веществами, из которых они могли быть сделаны: тела - обложка, кольцо, колокольчик; вещества – полиэтилен, золото, стекло. На заключительном этапе занятия учитель предложил учащимся сформулировать признаки, по которым можно было бы различить эти два понятия. Таким образом, учащиеся фактически отрабатывали один и тот же материал, но на разных, постепенно усложняющихся примерах, а затем обобщали полученные знания.
Актуально о образовании:
Обзор средств Интернет для формирования исследовательской компетенции на
уроках английского языка
В параграфе 1.3 нами были рассмотрены основные виды Интернет-технологий, которые можно использовать в процессе обучения английскому языку для формирования исследовательской компетенции старшеклассников. В данном параграфе мы рассмотрим конкретные Интернет-ресурсы для развития исследовательских умен ...
Методы и средства воспитания этической культуры младших школьников
Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения представляемых детям требований, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушан ...
Речь и общение как коммуникация
В этой главе я хотела бы сказать всего лишь несколько слов о таких видах вербальных коммуникаций, как беседа, разговор, спор, и менее распространенных - полемике, дебатах, дискуссии. Подлинное, искреннее общение не нуждается ни в колокольном звоне, чтобы созывать народ, ни в полиции, чтобы поддержи ...