Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Новое о образовании » Методика формирования понятия "вещество" на пропедевтическом этапе обучения химии » Методика формирования понятия «вещество» на пропедевтическом этапе обучения химии

Страница 5

Напоминание - это прием, в основе которого лежат действия учителя, направленные на привлечение необходимых для выполнения задания или ответа на вопрос знаний, которые учащихся получили на других уроках . Для этого в рассказе учителя были использованы различные образы или описания, показ материальных объектов, аналогии и др., уже знакомые учащимся.

Прием актуализации знаний понимается как создание учителем ситуации, способствующей выявлению учащимися связей между имеющимися у них знаниями и знаниями, необходимыми на данном уроке . Если ученик затрудняется, то учитель путем постановки наводящих вопросов помогает оперировать определенными фактами и понятиями, известными учащимся. Беседа проводилась таким образом, что для ответа на вопросы ученику надо не только вспомнить изученный материал (актуализировать его), но и найти новые связи между усвоенными знаниями, расширить их, сделать новые выводы. Например, при объяснении понятия агрегатного состояния, вначале с помощью вопросов актуализирует знания учащихся о газообразных, жидких и твердых веществах, ставит такие вопросы: какие вы знаете жидкости, газы, твердые вещества? Какими свойствами обладают кислород, вода, поваренная соль? Чем отличаются их свойства? В чем причина отличий в свойствах? Так постепенно учащиеся подводятся к выводу о зависимости свойств от расстояния между частицами. Данный вывод учащиеся формулируют сами. Таким образом, учитель в ходе беседы путем умело поставленных вопросов «заставляет» учащихся самих как бы открывать взаимосвязь между строением и свойствами. Такая работа доставляет им большее удовлетворение и стимулирует их познавательную активность.

При использовании приема актуализации знаний учитель постановкой вопросов побуждает учащихся применять имеющиеся знания, а в приеме напоминания необходимые знания учащихся привлекает сам учитель. Однако действия учителя не должны быть направлены только лишь на имеющиеся знания. Такой подход будет иметь формальный характер, так как не предполагает истинной преемственности знаний. Привлекая уже изученный материал, учитель обосновывает необходимость его использования, напоминает учащимся сущность этого материала, подчеркивает его важность в процессе объяснения того или иного явления или понятия.

Часто применяемым учителями приемом является прием конкретизации, который заключается в уточнении учителем знаний, имеющихся у учащихся, примерами, с привлечением нового, более сложного материала. Изучаемые законы, понятия прочнее усваиваются в том случае, если они конкретизируются примерами из других учебных дисциплин. При этом учащиеся сами или с помощью учителя должны увидеть эту взаимосвязь. Прием конкретизации применяется при формировании знаний об объектах (кислороде, воде, воздухе и др.) или фундаментальных понятиях (атом, молекула, агрегатное состояние, химическая связь, строение и т.д.), формирование которых происходит в несколько этапов, в процессе изучения нескольких предметов. Применение этого приема позволяет выявлять новые существенные признаки понятия, в результате чего возникает глубокое всестороннее знание о нем - происходит его обогащение.

Так, учащиеся в курсе природоведения при изучении темы «Воздух» знакомятся с его составной частью – кислородом: его значении для человека, свойствах, в том числе свойстве кислорода поддерживать горение. В дальнейшем с этим веществом учащиеся встречаются на уроках ботаники (при знакомстве с процессом фотосинтеза и дыхания растений), на уроках географии (при рассмотрении строения и значения атмосферы). Полученные сведения позволяют учащимся полнее характеризовать физические и химические свойства составных частей воздуха.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Актуально о образовании:

Лингвометодические условия формирования умения дифференцировать синонимы имен прилагательных
Речь человека является своеобразным зеркалом культуры и образованности. По речи сразу можно определить уровень мышления говорящего, а также уровень его интеллектуального развития. Развитие речи является одним из принципов построения программы по русскому языку для начальных классов. В программе зап ...

Компьютеризация обучения – эволюция образовательной системы
К концу двадцатого века роль знания во всем мире невероятно возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщенно, информацией начинает определять политический и хозяйственный статус государств. А для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди - высококвалифицированные специалисты, ...

Определение детской художественно-познавательной деятельности
Традиции изучения художественно-творческого развития детей и подростков, сложившиеся в 20-е годы XX века на основе научно-практической деятельности ученых-педагогов Г.В. Лабунской, Е.А. Флериной, В.Н. Щацкой, были продолжены наиболее влиятельным представителем этой школы, профессором Б.П. Юсовым. У ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru