Временные и количественные изменения словаря ребенка

Новое о образовании » Формирование лексики у детей со стертой дизартрией » Временные и количественные изменения словаря ребенка

Страница 1

Лексика ребенка формируется постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром.

Л.И. Белякова, обобщая данные изучения речевого и психомоторного развития детей от 0 до 5 лет, свидетельствует:

0 -1,5 месяца жизни – период интенсивного интонационного обогащения крика, что совпадает с развитием динамических изменений тонуса мышц тела.

1,5- 2,5 месяца жизни – специфические голосовые реакции в виде гуления, что совпадало с началом удержания головы вертикально.

На 5-м месяце жизни появлялись лепетные звуки одновременно с формированием функции сидения.

В возрасте 7 месяцев наблюдались также явления, когда дети в течение 2-4 минут повторяли один и тот же открытый слог.

К концу 12 –го месяца – началу 2- го года жизни у большинства детей появились первые слова, в это же время они обучились ходить, у них начинала развиваться манипулятивная деятельность рук. У 20% детей первые слова появились в возрасте 8-9 месяцев.

16-20 месяцев жизни – словарь пополнялся особенно эффективно.

18 - 22 месяца жизни – у большинства обследованных детей формировалась элементарная фразовая речь.

Таковы временные рамки появления речи ребенка. В литературе же отмечаются значительные расхождения в отношении объема словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

По данным С.Н. Цейтлин рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: в год ребенок произносит в среднем 3 слова, в 1 г. 3 мес. — 19 слов, в 1 г. 6 мес. — 22 слова, в 1 г. 9 мес. — 118 слов. Словарь ребенка представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) и активный словарь (экспрессивная лексика).

Переход от доречевой стадии к первым словам — серьезнейший период в речевом развитии ребенка. К этому времени в его пассивном лексиконе насчитывается примерно 50—70 слов. Слово попадает в активный лексикон, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном лексиконе.

Если до 1 г. 8 мес. активный словарь пополняется достаточно плавно (по 6—7 новых слов в месяц), то в 1 г. 9 мес. у большинства детей наблюдается быстрое его увеличение. Это обычно совпадает с концом периода однословных предложений и переходом к двусловным, а затем и к многословным. С.Н. Цейтлин выделяет следующие основные группы слов, которые усваиваются в речи маленького ребенка первыми:

1. Окружающие ребенка лица (мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля, девочка (разные способы языкового выражения), мальчик (разные способы языкового выражения) несколько собственных имен)

2. Птицы и животные (мяу, киса, ки, котя — кошка, ав-ав, гав-гав, ава, бака, баба-ка — собака, кукурику (ку-ку), тусек, пе-тусек — петух, куичка — курочка, кар-кар — ворона, иго-го, тпру — лошадь ква-ква (ка-ка), гуська — лягушка, га-га, гусь, гось — гусь му, каова — корова)

3. Природные явления (кап-кап — дождь, вода)

4. Игрушки (ляля — кукла, мячик)

5. Еда (ам-ам ням-ням — есть, пить, каша, суп, чай, молоко)

6. Сон (бай-бай, а-а — спать)

7. Движение, прогулка (топ-топ — ходить, тпруа — гулять)

8. Одежда, обувь (платье, тапки, ботинки, штаны, дырка, шапка)

9. Падение чего-нибудь (бах бам па упа — упасть)

10. Исчезновение чего-нибудь (тю-тю)

11. Место (там)

12. Оценки (большой маленький хороший плохой грязный красивый)

13.Транспорт (би-би — машина, автобус)

14. Купанье (купаться, мыло, вода)

15. Предметы в доме (тиси — часы, але — телефон сося — соска)

16. Естественные потребности

17. Состояния (бо-бо — больно)

18. Некоторые действия и намерения (дай, на, еще, тук-тук — стучать)

19. Согласие (да (с утвердительным кивком), нет, неа — отрицание)

20. Этикетные фразы (здравствуй, пока — до свиданья, спасибо)

21. Нельзя, осуждение за проступок (низя, азя (с жестом), ай-ай).

По данным А. Н. Гвоздева[8], в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2 % существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8 % наречий, 1,9 % числительных, 1,2 % союзов, 0,9 % предлогов, что совпадает с данными С.Н. Цейтлин, которая проанализировала состав лексикона ребенка полутора-двух лет и выяснила, что в нем преобладают существительные, на втором месте глаголы, а прилагательных ничтожно мало. Ребенку важнее выделять предметы и обозначать действия, с ними связанные, чем указывать на качества этих предметов. В первичной картине мира, которую отражает речь ребенка, присутствуют в первую очередь предметы и действия, что и создает предпосылки для формирования в дальнейшем категорий существительного и глагола. Все прочие части речи (прилагательные, наречия, числительные и т. п.) формируются на базе указанных категорий и в тесной связи с ними.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Современные требования к программам дополнительного образования
Нормативные основания: 1. Дополнительные общеобразовательные программы детей должны быть разработаны в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ. 2 . Предназначение дополнительных общеобразовательных программ Дополнительные общеобразовательные програм ...

Диагностика уровня сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками
Основываясь на теоретических положениях, а также в соответствии с целью и задачами данной работы нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявление уровня сформированности умений решать текстовые задачи младшими школьниками. Констатирующий эксперимент осуществлялся поэтапно ...

Характеристика содержания образовательной области «Художественное творчество» в программе «Детство»
Основной целью дошкольного образования является целостное развитие личности. Выделяются следующие компоненты цели: развивающие, воспитательные, образовательные и практические. Развивающий компонент цели предусматривает развитие психических процессов – эстетическое сознания, памяти, творческого вооб ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru