Пути повышения активности и самостоятельности учащихся

Страница 3

В конце урока предлагается задание на дом: составить и решить по две задачи, используя любые два свойства алкенов. В первой задаче должны быть известны массы или объемы двух исходных веществ, одно из которых дано в избытке, а вторая задача – на применение закона Авогадро. Как видно, домашнее задание по форме отличается от того, что выполнялось на уроке, а по существу также является творческим.

Активизация деятельности учащихся при проверке их знаний и умений. Особенность системы учебно-воспитательной работы состоит в том, чтобы сделать школьников активными участниками всех звеньев процесса обучения – от подготовки к восприятию нового материала до проверки результатов усвоения. Поэтому большинство учащихся хорошо владеют навыками контроля и самоконтроля. На уроках они постоянно анализируют ответы товарищей у доски, обращая внимание на такие стороны, как полнота, доказательность, систематичность. Дополнительные вопросы отвечающим может задать любой ученик по желанию или вызову учителя.

В конце изучения некоторых тем в старших классах иногда проводится необычный опрос у доски. Несколько человек (как правило, шесть учащихся) готовятся к ответу на вопрос, требующий записи формул, уравнений реакций и т. п., а не только словесных рассуждений, например: 1) строение молекулы фенола, взаимное влияние атомов в молекуле фенола; 2) химические свойства фенола; 3) получение и применение фенола. У каждых двух школьников вопросы одинаковые, но, чтобы избежать подсказок, они готовятся у доски не рядом. Остальные учащиеся класса в это же время повторяют материал.

Когда записи сделаны, готовящие ответ садятся на свои места, а к доске вызываются трое учащихся для проверки записей. Каждый из проверяющих должен проанализировать две записи на одну и ту же тему, исправить ошибки мелом другого цвета, если надо, дописать что-то и выставить оценку. Учащиеся, которые готовились у доски, могут отстаивать свое мнение, вступать с проверяющими в дискуссию по обсуждению содержания конкретных вопросов. Высказываются и другие учащиеся класса. В итоге учитель выставляет оценки как отвечающим, так и проверяющим.

О домашнем задании учащиеся узнают не только (и не всегда) в конце урока, а на всем его протяжении. Во время объяснения нового материала учитель нередко просит школьников прервать свои записи в тетрадях и на полях записать вопрос или задачу для домашнего решения, которые по содержанию тесно связаны с только что рассмотренным материалом. В тетради рядом с условием задачи или указанием соответствующего номера задания оставляется место для последующего решения дома. Затем изучается следующий фрагмент учебного материала, и учащиеся в тетрадях продолжают вести конспект урока. Таких «вставок» заданий для домашней работы в течение урока может быть несколько.

Просматривая свои записи дома, ученики не могут пропустить то или иное задание, поскольку для него оставлено в тетради особое место. Этот прием облегчает контроль за домашней работой школьников. Главное же достоинство данного приема в том, что учащиеся лучше видят тесную связь классной и домашней работы, осознанно выполняют каждое задание, потому что оно «вписывается» в систему знаний, полученных на уроке. Учащиеся понимают, что правильно решить дома заданную задачу они смогут только после повторения материала, конспект которого написан в тетради перед условием этой задачи.

В процессе такой разнообразной работы раскрывается характер и способности каждого ученика, укрепляются взаимоотношения, формируется личность будущего активного труженика, приобретаются навыки самостоятельной деятельности. Проблема повышения самостоятельности учащихся – одна из важнейших целей в практической работе школ. Современный этап совершенствования урока характеризуется изучением особенностей основной формы организации обучения в новых условиях, когда показатели эффективности уроков не ограничиваются исключительно уровнем полученных учащимися знаний, а включают степень овладения ими познавательными умениями и навыками, формирования и развития их познавательных интересов.

Важнейшим направлением совершенствования самостоятельности на уроке является установление оптимального сочетания и взаимодействия основных его компонентов: задач образования, воспитания и развития содержания учебного материала, методов преподавания и учения, способов организации процесса обучения и познавательной деятельности учащихся. В решении данной проблемы необходимо прежде всего четкое определение и постановка задач урока (и системы уроков), комплексное планирование учебно-воспитательных задач каждого урока (образовательных, воспитательных, а также задач развития школьников).

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Использование межпредметных связей для формирования у учащихся основ диалектико-материалистического мировоззрения
Использование опорных знаний других предметов при изучении отдельных тем курса химии – важнейшее средство формирования у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, целостного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними. Решение этой задачи успешно осуществляется при совмес ...

Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...

Методы экспериментального исследования графо-моторных навыков
В констатирующем эксперименте для изучения основных психических функций и процессов, обеспечивающих процесс формирования графо - моторных навыков, использовались методики А.Р. Лурия, М.М. Безруких, Н.И. Озерецкого. Работа проводилась по следующим направлениям: исследование собственно графо-моторных ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru