Способы контроля достижения уровня образовательного стандарта по химии

Страница 1

Полноценность общего среднего химического образования с точки зрения соответствия его содержания целям образования, содержанию базовой науки и времени, отводимому на изучение химии Базисным учебным планом, призваны обеспечить «Обязательные минимумы содержания по химии для основной и средней (полной) общеобразовательной школы».

Напомним, что в этих документах определен минимально необходимый, обязательный для усвоения на определенной ступени школы объем содержания, включающий знания: о веществе, химической реакции, об использовании веществ и химических превращений, о возникающих при этом экологических проблемах и путях их решения, представления о развитии химических знаний, объективной необходимости такого развития. Степень владения этим содержанием задают «Требования к уровню подготовки выпускников».

Требования к уровню подготовки по химии предполагают, что по итогам освоения обязательного минимума содержания выпускники общеобразовательной школы должны овладеть интеллектуальными и практическими умениями, как общими для всех предметов, так и специфическими, характерными для учебного предмета химия. Требования фактически представляют собой основу для разработки заданий, посредством которых адекватно оценивается достижение каждым учащимся обязательного уровня подготовки по химии.

Требования к уровню подготовки выпускников проверяются при помощи измерителей – системы заданий и проверочных работ. Принцип конструирования как отдельных заданий, так и всей системы состоит в следующем: содержание задания и характер учебной деятельности, которую осуществляет обучающийся при его выполнении, должны находиться в строгом соответствии с требованиями.

В практике преподавания химии применяются задания двух типов: 1) задания с выбором ответа; 2) задания со свободным ответом. Для обеспечения полноты и объективности проверки выполнения выпускниками обязательных требований считается целесообразным разумное сочетание заданий обоих типов.

Число элементов содержания, заложенных в различных требованиях, далеко не одинаково. В связи с этим будут существенно различаться и задания-измерители. Так, некоторые из них будут направлены на проверку лишь одного требования, относящегося, например, к понятию «вещество». Другие задания проверяют выполнение сразу нескольких требований. Вследствие специфики предмета химии большинство измерителей содержат именно такие задания.

Требования, имеющие прикладной характер, предусматривают выполнение учащимися практических заданий. Это относится, в частности, к таким требованиям, как умение составлять план работы, выбирать необходимые вещества и оборудование, соблюдать правила нагревания веществ, пояснять свои действия при проведении опыта, объяснять его результаты и т.д.

Предлагаемая система заданий ориентирована на использование различных видов контроля в течение всего процесса обучения. Для итоговой оценки достижений выпускников используются контрольные работы, которые предполагают проверку выполнения основных требований по каждому содержательному блоку курса.

Образец итоговой работы:

Контрольная работа дается в четырех равноценных вариантах, которые содержат задания (1-5) со свободным ответом, и рассчитана на один урок. Система этих заданий предусматривает выполнение обучающимися следующих обязательных требований:

· записывать формулы веществ по их названиям;

· устанавливать принадлежность веществ к определенному классу;

· определять вид химической связи в молекулах простых веществ и типичных соединениях (щелочной металл-галоген, водород-неметалл);

· определять тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по изменению степеней окисления химических элементов;

· определять продукты химической реакции по формулам исходных веществ и наоборот – исходные вещества по формулам продуктов реакции;

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни
Психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Одной из причин этого мы считаем то обстоятельство, что данной проблемой до последнего времени занимались в основном только психоаналитики, которые ограничены своими теоретическими взглядами на природу психики ...

Организация условий проведения педагогического исследования
Для педагогического исследования огромное значение имеет организация условий его проведения. Необходимо учитывать то обстоятельство, что исследователь имеет дело с детьми, поэтому одним из основных требований к нему является «не навреди». Отсюда следует необходимость тщательного обдумывания всех во ...

Характеристика структурных компонентов речи в норме
В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен (2 г. 6 месяцев – 5 лет), специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, а каких проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время. Такой анализ и оценку речево ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru