Способы контроля достижения уровня образовательного стандарта по химии

Страница 1

Полноценность общего среднего химического образования с точки зрения соответствия его содержания целям образования, содержанию базовой науки и времени, отводимому на изучение химии Базисным учебным планом, призваны обеспечить «Обязательные минимумы содержания по химии для основной и средней (полной) общеобразовательной школы».

Напомним, что в этих документах определен минимально необходимый, обязательный для усвоения на определенной ступени школы объем содержания, включающий знания: о веществе, химической реакции, об использовании веществ и химических превращений, о возникающих при этом экологических проблемах и путях их решения, представления о развитии химических знаний, объективной необходимости такого развития. Степень владения этим содержанием задают «Требования к уровню подготовки выпускников».

Требования к уровню подготовки по химии предполагают, что по итогам освоения обязательного минимума содержания выпускники общеобразовательной школы должны овладеть интеллектуальными и практическими умениями, как общими для всех предметов, так и специфическими, характерными для учебного предмета химия. Требования фактически представляют собой основу для разработки заданий, посредством которых адекватно оценивается достижение каждым учащимся обязательного уровня подготовки по химии.

Требования к уровню подготовки выпускников проверяются при помощи измерителей – системы заданий и проверочных работ. Принцип конструирования как отдельных заданий, так и всей системы состоит в следующем: содержание задания и характер учебной деятельности, которую осуществляет обучающийся при его выполнении, должны находиться в строгом соответствии с требованиями.

В практике преподавания химии применяются задания двух типов: 1) задания с выбором ответа; 2) задания со свободным ответом. Для обеспечения полноты и объективности проверки выполнения выпускниками обязательных требований считается целесообразным разумное сочетание заданий обоих типов.

Число элементов содержания, заложенных в различных требованиях, далеко не одинаково. В связи с этим будут существенно различаться и задания-измерители. Так, некоторые из них будут направлены на проверку лишь одного требования, относящегося, например, к понятию «вещество». Другие задания проверяют выполнение сразу нескольких требований. Вследствие специфики предмета химии большинство измерителей содержат именно такие задания.

Требования, имеющие прикладной характер, предусматривают выполнение учащимися практических заданий. Это относится, в частности, к таким требованиям, как умение составлять план работы, выбирать необходимые вещества и оборудование, соблюдать правила нагревания веществ, пояснять свои действия при проведении опыта, объяснять его результаты и т.д.

Предлагаемая система заданий ориентирована на использование различных видов контроля в течение всего процесса обучения. Для итоговой оценки достижений выпускников используются контрольные работы, которые предполагают проверку выполнения основных требований по каждому содержательному блоку курса.

Образец итоговой работы:

Контрольная работа дается в четырех равноценных вариантах, которые содержат задания (1-5) со свободным ответом, и рассчитана на один урок. Система этих заданий предусматривает выполнение обучающимися следующих обязательных требований:

· записывать формулы веществ по их названиям;

· устанавливать принадлежность веществ к определенному классу;

· определять вид химической связи в молекулах простых веществ и типичных соединениях (щелочной металл-галоген, водород-неметалл);

· определять тип химической реакции: а) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; б) по изменению степеней окисления химических элементов;

· определять продукты химической реакции по формулам исходных веществ и наоборот – исходные вещества по формулам продуктов реакции;

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Причины неуспеваемости учащихся по химии в средней школе
Психологические исследования последних лет позволяют учителю-предметнику получить весьма важные сведения о типичных возрастных особенностях сформированности у учащихся определенного возраста различных интеллектуальных умений и других качеств личности. Эти сведения, к сожалению, не стали исходной ос ...

Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие, сущность
Комплексное методическое обеспечение специальности складывается из нормативной документации, УМК (учебно-методический комплекс) тем, КМО всех видов практики, КМО итоговой государственной аттестации, работы кабинета (мастерской) и внеучебной деятельности студента. В самом обобщенном виде сущность об ...

Основные центры современного общего классического образования
Средняя школа №1 города Советска - одна из старейших в области. За стасорокалетнюю историю своего существования она несколько раз меняла своё название и облик. Но традиции сохранялись, наполнялись новым содержанием . Прародительницей школы считается женское училище, открытое в удельной слободе Кука ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru