Пути повышения активности и самостоятельности учащихся

Страница 2

Ознакомьтесь с выданной в склянке уксусной кислотой, изучите ее физические свойства (осторожно!). Обратите внимание на хорошую растворимость уксусной кислоты в воде.

Вопрос. Будет ли изменяться растворимость карбоновых кислот с увеличением их молекулярной массы за счет углеводородного радикала?

Совет. Сравните с растворимостью спиртов.

Задание 2

Вспомните общие свойства неорганических кислот и проверьте, обладает ли этими свойствами уксусная кислота.

Испытайте раствор уксусной кислоты индикатором. Напишите уравнение электролитической диссоциации уксусной кислоты.

Замечание. Процесс диссоциации обратимый.

Изучите действие раствора уксусной кислоты на сухие соли угольной кислоты: поместите в ячейку пластины немного сухого карбоната калия и несколько капель уксусной кислоты. Напишите уравнение реакции в ионном виде.

Вопрос. Как освободить яйцо от скорлупы, не разбивая ее?

Заканчиваются инструкции краткими выводами, указанием страниц учебника, где рассмотрен данный материал. Приводится задание на дом [40].

Активизация деятельности учащихся при совершенствовании знаний и умений. Повторение и закрепление знаний и умений, обобщение и систематизация изученного материала проводится почти на каждом уроке. Выделяются для этого и специальные уроки.

С помощью вопросов учащимся предоставляется возможность «взглянуть» на изученный материал с разных сторон, установить и яснее понять связь новых и имеющихся знаний, использовать полученные знания для объяснения непонятных прежде явлений и т. д. Например, на уроке в 9 классе, посвященном изучению типов кристаллических решеток, в числе вопросов для закрепления были «прямые» и «обратные», чтобы учащиеся лучше осознали, что физические свойства вещества зависят прежде всего от типа образуемой им кристаллической решетки. Например: 1. Вещество имеет молекулярную кристаллическую решетку. Какими физическими свойствами будет обладать оно? 2. Сера – легкоплавкое, хрупкое вещество, не проводит электрический ток. Какого типа кристаллическая решетка характерна для серы в твердом состоянии? 3. Какого типа кристаллическую решетку будет иметь твердый кислород? 4. Карборунд – соединение кремния и углерода, очень твердое, тугоплавкое вещество. Что можно сказать о его кристаллической решетке?

Большая роль в совершенствовании знаний и развитии самостоятельности учащихся отводится решению качественных (устных, письменных, экспериментальных) и расчетных задач. Широко практикуется прием составления условий задач самими учащимися. Все виды творческих заданий оформляются учащимися на карточках определенного формата, чтобы затем можно было пополнить картотеку дидактического материала кабинета. Пока изучается тема, карточки вкладываются в конверт, наклеенный на предпоследнюю страницу обложки тетради. Во время уроков школьникам предлагается выполнить задания по карточкам, составленным кем-либо из учащихся; таким образом, ответ держат сразу несколько человек: как составители заданий, так и их исполнители. К концу изучения темы карточки (на них указаны класс и фамилия ученика, составившего задание) сдаются для проверки учащимся-ассистентам и учителю. Наиболее удачно составленные задания используются для проведения тренировочных и проверочных самостоятельных работ. Понятно, что эта работа имеет не только обучающее и развивающее значение, но играет и воспитывающую роль. Учащиеся, составляя задачи, испытывают большее чувство ответственности перед коллективом, перед своими товарищами, у них воспитывается аккуратность, добросовестность, система в работе.

Если в 8 – 9 классах творческая работа по составлению условий задач, как правило, проводится дома, то в старших классах такую самостоятельную работу ученики выполняют на уроке. Так, в 11 классе после изучения свойств алкенов дается пятиминутное задание: составить задачу любого типа, используя следующие свойства: бромирование этена (вариант 1), взаимодействие пропена с галогеноводородом (вариант 2), гидратацию этена (вариант 3), гидрогенизацию этена (вариант 4), хлорирование этена (вариант 5), полное окисление этена (вариант 6). Затем учащиеся, сидящие за одним столом, обмениваются условиями задач и решают полученную задачу. Спустя некоторое время решение задач всех вариантов проверяется у доски.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru