Сущность самостоятельной работы студентов

Страница 1

Новые методы обучения основательно и фундаментально готовят студентов к самостоятельной работе не с отдельными параграфами и главами, а по учебному плану в целом, особенно с первоисточниками. Самостоятельная работа в новой методике не самоцель, а средство формирования самостоятельной личности студента. В этом видится новизна проблемы при условии введения альтернативного обучения.

В традиционной системе СРС направлена на усвоение знаний, умений и навыков. Развитие самостоятельности в лучшем случае относят к второстепенной цели, а по большей части такая цель не ставится вообще.

В связи с тем, что на СРС в учебных планах выделено определенное время (15-20%), ее можно условно назвать регламентированной СРС или индивидуальной работой под руководством преподавателя и выделить 2-е формы:

I. Аудиторная

(по расписанию). Основные виды этой работы такие:

1) Консультации (поточные, групповые, индивидуальные, целевые, методические, установочные перед семинаром, зачетом, экзаменом). Выполняют эти консультации разные функции. На консультации преподаватель имеет возможность индивидуализировать свою работу со студентами. Желательно, чтобы на консультациях студент получал не только информационный материал из соответствующего учебного курса, но и советы, помощь в вопросах организации, методики проведения самостоятельной работы соответственно своим возможностям и потребностям (в особенности это важно для студентов 1-го курса).

2) Коллоквиумы имеют большое значение для активизации умственной деятельности студентов, которые в равной мере объединяют учебную и контрольную функции. Основная задача коллоквиума - проверка знаний. С одновременным их расширением и углублением студенты проходят собеседование, в процессе которого они учатся обобщать материал, строить заключения.

Цель коллоквиума - проверить, как студенты усвоили информацию, полученную на лекциях, лабораторно-практических занятиях, семинарах, выяснить, достаточные ли у них знания для глубокого понимания нового материала.

3) Контрольные работы.

II. Внеаудиторная СРС

(планируется преподавателем понедельно, на один семестр или на весь период изучения предмета и утверждается на заседании кафедры.

Приводим ориентировочный перечень разных видов самостоятельной работы на примере биологического цикла дисциплин:

• изучение учебной основной и дополнительной литературы и составление библиографии;

• изучение методических разработок по темам;

• работа с опорным текстом лекций, с опорными схемами, диафильмами, слайдами;

• самостоятельное изучение объектов соответственно плану или по схеме;

• заполнение сравнительно-анатомических таблиц;

• построение графиков, диаграмм, фонограмм;

• фенологические наблюдения в природе (по определенному плану);

• составление таблиц, их анализ;

• участие в разработке и постановке лабораторных работ;

• самостоятельный поиск знаний из определенной темы (по периодическим научным и методическим изданиям);

• построение опорных и структурно-логических схем;

• изготовление наглядных пособий;

• деловые игры;

• проведения тематических конференций;

• разбор вопросов дискуссионного характера;

• выдача задач опережающего характера соответствующего теоретическому материалу с дальнейшим его анализом;

• изучение отдельной темы с микрогруппой студентов;

• написание и защита рефератов, курсовых и дипломных работ.

Поиск эффективных методов обучения, способов формирования интереса к предмету и к своей будущей профессии всегда будет актуальной задачей. Поэтому справедливы утверждения, что СРС в учебном заведении должна выразительно и эффективно проявляться во всех формах обучения: на лекциях, на практических и лабораторных занятиях, при выполнении домашних задач, курсовых и дипломных работ, во время прохождения учебных и производственных практик.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Постановка проблемы
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным ...

Модифицированный имитационным моделированием метод экспоненциального сглаживания
Для прогнозирования характеристик образцов техники, математическое описание которых имеет вид , (4.10) целесообразно применять метод экспоненциального сглаживания. Сложившаяся практика использования этого метода предполагает ограничение числа членов ряда Тейлора ,(4.11) аппроксимирующего выражение ...

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru