Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Менделеева » Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева

Страница 1

Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны.

В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудный, утомительный, но увлекательный путь, который от сырого фактического материала науки приводит к познанию природы и ее законов; он заставлял почувствовать, что обобщения в науке даются лишь ценой упорного труда. И тем ярче выступали перед аудиторией окончательные выводы.

Дмитрий Иванович не был оратором в обычном смысле слова. Про него иногда говорили, что когда он читает лекцию, то будто камни ворочает. Его ученик, а в дальнейшем известный химик и основатель музея Д. И. Менделеева, академик В.Е. Тищенко вспоминал о лекциях великого ученого: "Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких тонах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение, и всегда подыщет такое, что в 2-3-х словах ясно выразит то, что хотел сказать".

Первые фразы почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Иногда им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово, высоким плачущим голосом тянул "э-э-э-как сказать". Потом это "э-э-э ." вдруг сменялось скороговоркой, затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и постепенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют самый ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приводились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждался важный вывод.

Очевидно, не столько сам предмет, сколько метод его преподавания и сама личность преподавателя приводили к тому, что лекции Дмитрия Ивановича посещали не только его студенты, но слушатели с других факультетов и просто посторонние люди. Д.И. Менделеев отдавался лекции без остатка, и студенты отвечали ему взаимностью. Вот что по этому поводу вспоминает выдающийся физико-химик, академик А.А. Байков: "Длинные седые волосы, ниспадавшие с головы до самых плеч, и седая борода окаймляли его серьезное и задумчивое лицо с сосредоточенными проникновенными глазами. Я до сих пор не могу забыть того, что тогда произошло. Казалось, здание готово было обрушиться от грома приветствий, возгласов, рукоплесканий; это была гроза, это был ураган. Все кричали, все старались, возможно, сильней и полней выразить свой восторг, свое восхищение, свой энтузиазм".

Сотрудники, много лет работавшие с Менделеевым, вспоминали, что Дмитрий Иванович очень тщательно готовился к лекциям и требовал такой же тщательности от лаборантов. Слушателям казалось, что на его лекциях все происходит словно по волшебству. Когда с кафедры он сообщал, что соединения того-то с тем-то производит кипение или взрыв, то кипение или взрыв должны были следовать сразу же за его словами. "Водород горит в кислороде", - произносил педагог, оборачивался и видел: водород горит в кислороде. "Но и кислород может гореть в водороде", - говорил профессор, снова оборачивался и видел: кислород горит в водороде. Надо полагать, что такая слаженность и четкость давались лаборантам и служителям дорогой ценой.

У Д.И. были некоторые любимые опыты, например:

1.Так называемый водородный фонтан — опыт, показывающий различную скорость диффузии газов через пористые перегородки и вместе с тем различную скорость движения газовых частиц. :>

2.Опыты, связанные с теорией пламени: горение водорода в кислороде и кислорода в водороде; горение светильного газа в воздухе и воздуха в светильном газе; переходящее пламя.

3.Иллюстрация закона Кирхгофа — среда, испускающая определенные лучи, эти же лучи поглощает: пламя светильного газа, окрашенное парами натрия, поглощает лучи, идущие от такого же пламени.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Этапы разработки УМК
Разработка комплексного учебно-методического обеспечения состоит из нескольких этапов. Заведующий учебно-методическим центром Уссурийского техникума Саломай Е.А. предложила следующие этапы создания УМК дисциплины. Состоит из 5 этапов. I. Работа с нормативной и учебно-методической документацией. На ...

Какие виды деятельности взрослых воспроизводят дети в своих сюжетно-ролевых играх
Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о рол ...

Место науки о стилях в школьной практике
Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике. Основной ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru