Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева

Новое о образовании » Педагогическая деятельность Менделеева » Воспоминания друзей и учеников Д.И. Менделеева

Страница 1

Д. И. Менделеев, по отзывам его учеников, был выдающимся лектором. Хотя лекции его и не отличались внешним блеском, слушать их собирался буквально весь университет, настолько они были увлекательны и содержательны.

В своих лекциях он как бы вел за собой слушателя, заставляя его проделывать тот трудный, утомительный, но увлекательный путь, который от сырого фактического материала науки приводит к познанию природы и ее законов; он заставлял почувствовать, что обобщения в науке даются лишь ценой упорного труда. И тем ярче выступали перед аудиторией окончательные выводы.

Дмитрий Иванович не был оратором в обычном смысле слова. Про него иногда говорили, что когда он читает лекцию, то будто камни ворочает. Его ученик, а в дальнейшем известный химик и основатель музея Д. И. Менделеева, академик В.Е. Тищенко вспоминал о лекциях великого ученого: "Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких тонах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение, и всегда подыщет такое, что в 2-3-х словах ясно выразит то, что хотел сказать".

Первые фразы почти всегда приводили в недоумение людей, слушавших его впервые. Иногда им становилось даже неловко за лектора, который подолгу подыскивал нужное слово, высоким плачущим голосом тянул "э-э-э-как сказать". Потом это "э-э-э ." вдруг сменялось скороговоркой, затем следовали внятные, отчеканенные фразы, произносимые сильным звучным голосом, и постепенно магия менделеевской речи завораживает аудиторию. Строй речи, интонация, громкость голоса, внушительная жестикуляция в точности повторяют самый ход менделеевской мысли, то убыстряющейся - когда приводились промежуточные выкладки, то замедляющейся - когда обсуждался важный вывод.

Очевидно, не столько сам предмет, сколько метод его преподавания и сама личность преподавателя приводили к тому, что лекции Дмитрия Ивановича посещали не только его студенты, но слушатели с других факультетов и просто посторонние люди. Д.И. Менделеев отдавался лекции без остатка, и студенты отвечали ему взаимностью. Вот что по этому поводу вспоминает выдающийся физико-химик, академик А.А. Байков: "Длинные седые волосы, ниспадавшие с головы до самых плеч, и седая борода окаймляли его серьезное и задумчивое лицо с сосредоточенными проникновенными глазами. Я до сих пор не могу забыть того, что тогда произошло. Казалось, здание готово было обрушиться от грома приветствий, возгласов, рукоплесканий; это была гроза, это был ураган. Все кричали, все старались, возможно, сильней и полней выразить свой восторг, свое восхищение, свой энтузиазм".

Сотрудники, много лет работавшие с Менделеевым, вспоминали, что Дмитрий Иванович очень тщательно готовился к лекциям и требовал такой же тщательности от лаборантов. Слушателям казалось, что на его лекциях все происходит словно по волшебству. Когда с кафедры он сообщал, что соединения того-то с тем-то производит кипение или взрыв, то кипение или взрыв должны были следовать сразу же за его словами. "Водород горит в кислороде", - произносил педагог, оборачивался и видел: водород горит в кислороде. "Но и кислород может гореть в водороде", - говорил профессор, снова оборачивался и видел: кислород горит в водороде. Надо полагать, что такая слаженность и четкость давались лаборантам и служителям дорогой ценой.

У Д.И. были некоторые любимые опыты, например:

1.Так называемый водородный фонтан — опыт, показывающий различную скорость диффузии газов через пористые перегородки и вместе с тем различную скорость движения газовых частиц. :>

2.Опыты, связанные с теорией пламени: горение водорода в кислороде и кислорода в водороде; горение светильного газа в воздухе и воздуха в светильном газе; переходящее пламя.

3.Иллюстрация закона Кирхгофа — среда, испускающая определенные лучи, эти же лучи поглощает: пламя светильного газа, окрашенное парами натрия, поглощает лучи, идущие от такого же пламени.

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Постановка дидактических целей и методика подготовки урока по модульному обучению. Оценка знаний учащихся
Модульная программа строится на основе общих целей, общих научных идей курса. В основе подхода к отбору учебного материала и его содержания лежит четкое определение целей познавательной деятельности школьника на каждом этапе обучения. При планировании изучения той или иной темы нужно прорабатывать ...

Особенности развития связной речи детей дошкольного возраста
Прежде чем приступить к рассмотрению особенностей формирования связной речи детей дошкольного возраста, обратимся к анализу литературных источников и попытаемся собрать возможный спектр определений связной речи. С.В. Алабужева под связной речью понимает развернутое изложение определенного содержани ...

Структура УМК
Структура УМК можно представить в виде трех блоков q нормативно-методические материалы; q учебно-информационные материалы; q учебно-методические материалы. Содержание каждого блока является примерным, выявленным на основе анализа действующих нормативно-правовых документов в системе среднего професс ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru