Профилактика и коррекция детской агрессивности

Страница 1

Тема детской агрессивности не нова, ее разработкой занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, психологи, социологи и социальные педагоги.

Анализируя опыт зарубежных социально-педагогических и психологических служб, которые занимались помощью детям, имеющим склонность к проявлению агрессивности, мы обратили внимание, что в США в данном направлении применяются программы тренинговых упражнений, нацеленных на развитие социальных навыков и компетенций у детей младшего школьного возраста.

Наиболее интересный отечественный опыт в этой сфере представлен педагогами Красноярского Центра социального здоровья «Качинский», которые разработали комплексную социо-медико-психо-педагогическую программу профилактики детской агрессивности среди младших школьников.

Авторы программы подчеркивают необходимость комплексной работы в этой области по развитию социальной компетентности детей и выработке навыков самозащиты и предупреждения возникающих проблем.

На основании изученного опыта по профилактике детской агрессивности, нами была разработана и реализована коррекционно-развивающая программа, включающая в себя диагностические мероприятия и курс занятий.

Исследование проводилось на базе начальной общеобразовательной школы № 4 г. Азова в группе продленного дня. Для первичной диагностики и формирования малой группы для реализации программы нами были проведены некоторые методики, которые помогли выявить качественные характеристики личности свойственные агрессивным детям. Выбранные диагностики помогли установить уровень агрессивных детей, а так же меру представленности личностной агрессивности и конфликтности.

По итогам результатов, полученных с помощью основного блока диагностик, мы сформировали малую группу, и провели дополнительное (подтверждающее) исследование, которое позволило нам утверждать, что дети, склонные к агрессивности - слабо адаптированы, импульсивны, эмоционально незрелы, неспособны контролировать свои аффективные проявления, предпочитают демонстративные формы поведения. Так же таких детей можно охарактеризовать как вспыльчивых, нежелающих идти на компромисс в спорных и конфликтных ситуациях, подозрительных к окружающим людям, нетерпимых к мнению других.

Большинство детей, которые были отобраны для проведения коррекционно-развивающей программы, склонны проявлять как физическую агрессию, то есть использовать физическую силу при решении спорных вопросов с целью удовлетворения собственных потребностей, так и косвенную агрессию, привлекая людей со стороны для того, чтобы добиться желаемого.

После апробации коррекционной программы были проведены повторные замеры по ряду методик. Полученные данные дают основания говорить, что система разработанных мероприятий по профилактике детской агрессивности, способствовала развитию у участников занятий контроля над собственным поведением, формированию навыков рефлексирования ситуации межличностного общения, а так же на 14-20% помогла снизить уровень проявления различных видов агрессии, раздражительности, проявления негативизма, обиды, подозрительности.

Курс проведенных занятий, направленный на снижение агрессивности, привел к положительным изменениям: в области минимизировал вспыльчивость детей, их обидчивость, мстительность, нетерпимость к мнению других и недоверия к окружающим.

Рассматривая одну из самых ярких и неоднозначных проблем современной науки, детскую агрессивность, мы изучили передовой и классический опыт по профилактике данного явления, а так же познакомились с современными научными мнениями и позициями, по этой проблеме и направлениями ее профилактики в социальной педагогике.

Обобщая изученный материал по заявленной теме, мы провели анализ понятия «агрессивность» как социально-педагогического явления, и пришли к выводу, что наиболее структурированным и содержательно наполненным, можно считать определение Л.В. Мардахаева, который отмечает, агрессивность как устойчивую черту личности, проявляющуюся в деструктивном поведении, противоречащая нормам и правилам сосуществования людей в обществе.

Рассмотрев различные взгляды на причины формирования детской агрессивности, мы обратили внимание, что наибольшее влияние на этот процесс, оказывает семейной и школьное воспитание, неблагоприятное общение с социальным окружением, а так же определяется социальными условиями современного общества.

Анализ диагностических мероприятий проведенных на базе начальной общеобразовательной школы № 4 г. Азова, позволил сделать вывод: дети, склонные к агрессивности - слабо адаптированы, импульсивны, эмоционально незрелы, неспособны контролировать свои аффективные проявления, предпочитают демонстративные формы поведения. Так же таких детей можно охарактеризовать как вспыльчивых, нежелающих идти на компромисс в спорных и конфликтных ситуациях, подозрительных к окружающим людям, нетерпимых к мнению других.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Образовательная реформа Александра II
Среди реформ, осуществленных в либеральную александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году было принято "Положение о начальных училищах", утвердившее общедоступность и внесословность начального образования. Наряду с государственными школ ...

Аспекты методики изучения основ народных промыслов на уроках труда
Говоря о методической стороне изучения основ народной культуры в начальных классах, нельзя не сказать о том, что учителю нужно обращать внимание на то, чтобы работы учащихся носила сознательный и творческий характер. Этого можно добиться, создавая соответствующие условия для практической работы и и ...

Основные показатели и условия развития пространственного мышления
В нашем исследовании важную роль играет оценка показателей развития пространственных представлений. Для выделения показателей развития пространственных представлений обратимся к психолого-педагогической литературе. Так, например, И.С. Якиманская выделяет такие показатели развития пространственных п ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru