Методика формирования самостоятельности у младших школьников

Новое о образовании » Педагогические условия формирования самостоятельности у младших школьников » Методика формирования самостоятельности у младших школьников

Страница 1

Формирование, самостоятельности как личностного качества - длительный и сложный процесс, который осуществляется как в школе (уроки, внеклассные мероприятия, общественно - полезный труд), так и в семье. Рассмотрим возможности формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.

Учебная деятельность в младшем школьном возрасте оказывает большое влияние на общее развитие, формирование психических процессов, состояний и свойств, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, в том числе и рассматриваемого нами качества. "Обучение,- отмечает Д.Б.Эльконин, - как основа усвоения выработанных обществом способов действий с предметами, задач и мотивов человеческой деятельности, норм отношений между людьми, всех достижений культуры и науки – всеобщая форма развития ребенка. Вне обучения не может быть никакого развития". Понимание смысла учебной деятельности обеспечивает участие младшего школьника в ней по собственной инициативе.

Одним из средств формирования самостоятельности младших школьников является самостоятельная работа. По мнению П.И.Пидкасистого, самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации.

В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся выделено 4 типа самостоятельных работ, каждый из которых них свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная работа школьника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Самостоятельная работа рассматривается как высший тип учебной деятельности, требующий от учащегося достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания.

Формирование самостоятельности младших школьников происходит в различных видах деятельности. Чем в большем количестве видов развивается самостоятельность, тем более успешным будет ее становление. Формирование самостоятельности ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. В учебной деятельности у него формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий. Все виды самостоятельной деятельности младших школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой. Выполнение письменных упражнений, написание сочинений, рассказов, стихов и тому подобное ─ это самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Возможности начального обучения в развитии творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
Воспитание творческой активности у младших школьников имеет свои черты, обусловленные психологическими и физиологическими особенностями их развития. Исследованиями педагогов и психологов установлено, что творческая деятельность ребенка в различных сферах находится в зависимости от специфики возраст ...

Дифференциация, ее виды
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для ...

Внеклассная работа по математике как средство развития познавательного интереса
Отношение учащихся к тому или иному предмету определяется различными факторами: индивидуальными особенностями личности, особенностями самого предмета, методикой его преподавания. По отношению к математике всегда имеются некоторые категории учащихся, проявляющие повышенный интерес к ней; занимающиес ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru