Понятие, этапы и критерии исправления

Страница 1

В теории отмечается, что в сфере исправительного воздействия осужденных существуют различные проблемы, в частности криминологические, социально-экономические, психологические, педагогические, нравственные и т.д. Их первопричина усматривается в отсутствии целостного подхода к разрешению проблем и объединяющих критериев в применении подходов к исправлению конкретного осужденного.

При таких обстоятельствах средства исправления, предусмотренные в ч.2 ст. Уголовно-исполнительного кодекса РФ (в дальнейшем - УИК РФ), применяются наугад, не системно или по субъективному усмотрению. И соответственно результат получается нулевой или отрицательный, а такая ситуация является в целом неуправляемой.

Проблемы исправления в целом можно разложить на несколько составляющих: понятие исправления, механизм поведения индивида и его мотивы, средства и способы воздействия, критерии оценки результативности исправления. Исправление необходимо различать как процесс и как результат.

В ст.9 УИК РФ раскрывается как раз процесс исправления, содержание которого заключается в формировании у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития и стимулировании правопослушного поведения. То есть перед персоналом исправительного учреждения стоит задача по изменению у осужденного, существующего у него отношения, которое предполагается отличным от требуемого, на указанное выше.

Согласно словарю В.И. Даля отношение означает «принадлежность к чему-либо», «состояние в связи». Следовательно, чтобы осужденный относился с уважением к перечисленным объектам, необходимо установление взаимосвязи и «взаимности» осужденного с человеком, обществом, трудовыми отношениями, нормами и традициями человеческого общежития.

Понимание исправления как процесса не ограничивается этим и не снимает с исправительного учреждения исправление осужденного как конечный результат. Об этом свидетельствует требование ч.1 ст.60 УК РФ, в которой сказано, что необходимо выбирать наказание, которое «сможет обеспечить достижение целей наказания». Данное положение соответственно применяется на практике.

Поэтому содержание исправления в ст.9 УИК РФ следует понимать и как достижение его конечного результата. Исправлять осужденного означает «испрямлять, делать прямым; чинить, поправлять, переправлять, изменять улучшая, переделывать на лучший лад». Естественно, что прежде, чем «испрямлять» или «поправлять», надо знать у осужденного нечто «непрямое», а также то, в какую сторону это надо «выправлять». Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права дают определенный ориентир при исполнении наказания, но выхода в конкретной ситуации на индивидуальный уровень не определяют.

У любого явления, включая преступное поведение, существует свой механизм, обеспечивающий его существование и развитие. Но в этом случае должен существовать и противоположный механизм, нейтрализующий первоначальный.

Поставленные вопросы и задачи не представляется возможным разрешить опять же без обращения к мироустройству и его закономерностям, а также без изучения внутреннего мира осужденного, особенностей восприятия им окружающей действительности, сформировавшейся у него системы ценностей, понимания смысла и цели жизни, конечности ее или отсутствии таковой и сущности человеческих отношений. Многое из перечисленного может содержаться в мотивации поведения субъекта, но сложность нередко возникает в интерпретации имеющихся обстоятельств и намерений.

Всегда следует иметь в виду взаимосвязанность физических и психических явлений в окружающем мире, а также то, что у каждого следствия, в том числе и в сфере психики, есть своя причина или их совокупность. Тщательное исследование причинно-следственных закономерностей преступного посягательства и предшествующих событий позволяет ответить на поставленные выше вопросы. Если преступное поведение начинается с индивида, то оно и заканчивается изменением его поведения. Соответствующие ценностные ориентации меняют мотивацию человека, и цепь соответствующих событий разрывается.

Поэтому, чтобы изменить характер поведения, необходимо пересмотреть мировоззрение и ценностные ориентации. Это положение должно стать определяющим в ходе формирования человека с самого момента его зарождения. Проблема преступного поведения разрешается не изменением мира, а изменением внутреннего отношения к этому миру. Но существующая система воспитания и права, не направленная на отыскание первопричин в самом человеке, искажает реальность при помощи усвоенных оценок и эмоций. Так возникает конфликт интересов, который нередко персонифицируется в образе внешнего «врага», препятствия вовне и т.д. *

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Специфика специализированного технического образования
С древних времён Россия славилась своими кружевами. Первое упоминание о них относится к XIII веку. Старинные образцы русских кружев сплетены из крученных золотых и серебряных ниток и цветного шёлка. Ими отделывались церковные и светские одежды. В Кукарке кружевное дело зародилось в XVIII веке. Суще ...

Способы получения ацетилена и демонстрация их на уроках химии
Самый доступный способ получения ацетилена — взаимодействие карбида кальция с водой: СаС2 + 2Н2O à С2Н2 + Са(ОН)2 Колбу для реакции следует брать не слишком малого объема, так как при реакции происходит вспучивание образующейся густой жидкости и пену может погнать газом по отводной трубке. В ...

Личность ребенка глазами воспитателя
Ребенок, в котором я вижу личность Ребенок, который меня раздражает Ребенок, который мне понятен Идеальный ребенок Агрессивный -3 +3 -3 +3 Глупый -3 +2 -3 -3 Инициативный +3 -3 +3 +3 Наблюдательный +3 -2 +2 +3 Любящий +3 -3 +3 +3 Ябеда -3 +3 -3 -3 Жадный -3 +3 -3 -3 Веселый +3 -3 +2 +3 Хороший орга ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru