Историко-описательный анализ литературы по проблеме

Страница 2

В последнее время некоторые исследователи предполагают рассматривать в качестве синонимов только слова, тождественные по значению и различающиеся (не всегда) по стилистическому употреблению: « … только смысловое тождество позволяет рассматривать слова как синонимы», - пишет А.Д. Григорьева. Однако принципы разграничения тождества и предельной близости значения при установлении стилистической особенности синонимов очень зыбки и крайне ненадежны, потому что подавляющая часть стилистических синонимов содержит экспрессивные, эмоциональные и оттеночные (т.е. смысловые) особенности, которые и определяют их стилистическое употребление.

Для правильного отбора тождественных и близких по значению слов гораздо важнее внести ясность в понимание «близости» значения. Значения слов описываются в толковых словарях. Толковые словари современного русского литературного языка содержат весьма значительное количество слов с тождественными и предельно близкими значениями. Тождество, предельная близость значений отмечаются в современных словарях и раскрываются в самих истолкованиях значений.

Синонимом, в полном смысле, следует считать такое слово, которое определялось по отношению к своем эквиваленту (к другому слову тождественным или предельно близким значением) и может быть противопоставлено ему по какой-либо линии: по тонкому оттенку в значении, по выраженной экспрессии, по эмоциональной окраске, по стилистической принадлежности, а, следовательно, занимает свое место в лексико-семантической системе литературного общенационального языка.

В лексическом составе языка, кроме слов, которые мы назвали синонимами, всегда имеются некоторые количества таких, значение и употребление которых не имеет различий, за исключением сферы их применения. В своем подавляющем большинстве это специальная или, собственно, терминологическая лексика. Характерной чертой этой лексики является то обстоятельство, что одно из слов обычно принадлежит к числу интернациональных или иноязычных и только в редких случаях оба являются русскими (особенно много случаев «диблетности» терминов в узких специальных областях лексики, которые не входят в нормативный литературный язык). Две функции – «уточнительная» (акцентирование того или иного оттенка понятия) и «стилистическая» - и являются основными, характеризующими и обуславливающими лексическую синонимику языка. Именно они определяют специфические связи и отношения между тождественными и близкими по значению словами, в лексической системе языка (распределения употреблений слов). Все другие функции синонимов, которые часто указываются в качестве и характерных признаков (например, взаимозаменяемость, амплификация, противопоставляемость), являются производными этих двух, развились на их основе и представляют собой различные виды осуществления, реализации «уточнительной», т.е. оттеночной, смысловой и стилистической функций.

В литературе неоднократно делались попытки разделить синонимы на стилистические и идеографические.

Однако материал показывает, что невозможно провести границу между теми и другими, зачислив одни в стилистические, а другие только в идеографические. Основная, подавляющая масса синонимов служит и стилистическим и смысловым (оттеночным, уточнительным) целям, часто выполняя и ту и другую функцию одновременно.

Одним из важнейших свойств любого языка, определяющих возможность выразить одну и туже мысль различными способами и при этом передать разнообразные индивидуальные оттенки, является его вариантность, понимаемая широко, а именно:

а) возможность выбора слова или формы (как в области лексики, так и в области синтаксиса, морфологии, различающихся по обозначающему, а не по обозначаемому;

б) возможность использовать для обозначения мысли эти параллельные формы, беря их одновременно из различных областей языка.

Говорящими отчетливо создаются близкие и тождественные явления в различных областях языка, возможность их полного смыслового совпадения в определенных условиях (контекст, речь в целом), с одной стороны, а с другой – возможность свободного выбора и употребления близких и тождественных форм для выражения тонких различий.

При рассмотрении синонимов необходимо исходить из тех общих особенностей и свойств языка, как средства общения, сообщения и воздействия, с которыми связано наличие синонимов, и их использование в речи говорящих; необходимо также учитывать своеобразие, специфику лексического состава (в данном случае русского языка) и источника его синонимии.

Страницы: 1 2 3 4


Актуально о образовании:

Профессионально важные качества учителя
А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: - педагогическая эрудиция; - педагогическое целеполагание; - педагогическое (практическое и ...

Понятие метапредметности в современном образовании
Образование – это главный ресурс развития общества. Выдвинутая на мировом уровне стратегия – “образование на протяжении всей жизни человека”. Самоопределение и саморазвитие человека осмысляются как самые эффективные жизненные стратегии. Умение учиться становится одним из главных условий успешного ж ...

Социальный аспект формирования исследовательской компетенции старшеклассников в обучении английскому языку
Вопрос о формировании исследовательских умений и навыков учащихся в России имеет давнюю историю. Еще в эпоху СССР во многих регионах страны начинали появляться малые академии наук и юношеские научно-технические общества, деятельность которых была направлена на работу с творчески одаренными школьник ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru