Организация условий проведения педагогического исследования

Новое о образовании » Подготовительный этап педагогического исследования » Организация условий проведения педагогического исследования

Страница 3

Важную роль в проведении педагогического исследования играет правильный выбор методов. Метод научно-педагогического исследования, по мнению С.С. Пальчевского, – это способ проникновения в сущность сложных психолого-педагогических процессов формирования личности с целью установления определенных объективных закономерностей воспитания и обучения с целью практического их использования .

Метод педагогического исследования – это совокупность способов и приёмов познания объективных закономерностей процессов обучения, воспитания и развития. Единой классификации методов нет, но есть различные подходы к ней. Обычно выделяют следующие группы методов:

1. Содержательные – они предполагают непосредственное обращение к фактам, данным наблюдений и опытов. К ним относят: педагогическое наблюдение, собеседование и анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, опытная педагогическая работа, педагогический эксперимент, изучение школьной документации и др.

2. Формализованные – они характеризуются большей степенью абстрагирования и такими приёмами познания, которые основаны на отвлечении от содержания и на обобщение формы различных педагогических явлений и процессов. К ним относят количественное моделирование педагогических явлений и процессов. В настоящее время всё более часто применяется компьютерное моделирование педагогических явлений и процессов.

3. Теоретические – они включают в себя: теоретическое рассмотрение задач и предмета исследования, определение логики исследования, рассмотрение необходимых методов изучения и предполагаемых результатов, теоретический анализ и синтез результатов исследования.

Выделяют также группы методов по другим критериям:

По цели исследования – это методы теоретического поиска, методы выявления путей совершенствования практики.

По источникам информации – к ним относят:

· методы изучения теоретических источников;

· методы анализа реальных педагогических процессов, которые в свою очередь подразделяются на методы изучения в естественных условиях, и методы изучения в специально организованных условиях в соответствии с целью и гипотезой исследования.

К методам изучения в естественных условиях относят:

· наблюдение – прямое, непосредственное, косвенное, опосредованное, кратковременное, длительное, систематическое, выборочное, включённое, комплексное;

· беседу – метод сбора фактов о педагогических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе, но по её ходу можно менять вопросы в соответствии с полученными ответами;

· опрос – получение информации путём постановки стандартизированной системы вопросов, проводится в двух основных видах: анкетирование и интервьюирование;

· анкетирование – опрос по опросному листу для получения ответов на заранее составленную систему вопросов, бывает открытым (свободные ответы отвечающего), закрытым (выбор ответа из ряда предлагаемых) и смешанным;

· интервьюирование – способ получение информации путем устного опроса; бывает свободным (не регламентированное темой и формой) и стандартизированным (по заранее данным вопросам), позволяет накапливать отдельные факты и поэтому играет вспомогательную роль – ориентировочную или уточняющую,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Актуально о образовании:

Социальный аспект формирования исследовательской компетенции старшеклассников в обучении английскому языку
Вопрос о формировании исследовательских умений и навыков учащихся в России имеет давнюю историю. Еще в эпоху СССР во многих регионах страны начинали появляться малые академии наук и юношеские научно-технические общества, деятельность которых была направлена на работу с творчески одаренными школьник ...

Исследования эмоционального проявления детей 5-го года жизни на музыкальные произведения
Цель: изучить эмоциональное проявление дошкольников 5-го года жизни на музыкальные произведение. Задача: сравнить, музыкальные произведения какого характера, темпа вызывают больше эмоциональныхпроявлениий. Эмоции проявляются в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомим ...

Современный урок и психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся
Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические. К социально-педагогическим можно отнести ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru