Одной из наиболее распространённых форм фиксации изучаемых фактов является рабочий дневник исследователя, где в удобной форме делаются отдельные выписки из книг, записываются данные о встретившихся явлениях, связанных с темой исследования, собственные мысли, возникшие в процессе наблюдений, бесед.
Дневник исследователя – это документация для себя, в помощь памяти. Записи ведутся «впрок», в том числе – факты, мысли, цифры, не имеющие прямого отношения к теме. Они попали в дневник, потому что во время наблюдения исследователю показалось, что данный факт, мысль или цифра могут ему пригодиться.
В процессе научного исследования одновременно с дневником ведётся информационно-справочный каталог – библиографическая картотека, а также картотека лиц и учреждений, имеющих отношение к проблеме исследования. Документация информационного характера даёт возможность иметь в поле зрения все известные источники фактов, по мере надобности возвращаться к этим источникам.
Большое значение для последующих обобщений имеют описания отдельных явлений в виде протоколов наблюдений. Особенно важную роль играют тщательные описания сложных воспитательных мероприятий или тех ситуаций в жизни детей, которым исследователь придаёт особое значение. В таких описаниях важно возможно более точно отобразить обстановку, на фоне которой происходит явление, характер целенаправленной деятельности воспитателей, реакцию детей. В последствии, просматривая записи, исследователь имеет возможность проанализировать явление, определить его внутреннюю логику, уточнить, скорректировать мысли, появившиеся во время непосредственного наблюдения.
Описания и протоколы, ведущиеся по единой форме, помогают дать сравнительный анализ аналогичных явлений, наблюдаемых в разное время и в различных местах. Сопоставляя описания, можно делать выводы об общих условиях, об эффективности тех или иных мер воздействия на учащихся.
Важную роль в анализе исследуемых явлений играют дневники наблюдений за отдельными детьми и коллективами, а также картотеки фактов. Записи, характеризующие на протяжении нескольких лет слова и поступки ребёнка в различных ситуациях, дают возможность проследить становление его личности, процесс формирования того или иного качества, изменение характера его взаимоотношений с товарищами, семьёй.
Сопоставление систематически ведущих дневниковых записей о поведении ребёнка с материалами бесед, сочинений и т.д. помогает раскрыть процесс формирования его личности под влиянием различных факторов. А сравнение аналогичных материалов, характеризующих поведения ряда детей, даёт возможность обоснованно судить об эффективности воздействия этих факторов.
Большую роль в анализе изучаемых явлений играет тематическая карточка фактов, почерпнутых исследователем из окружающей действительности, литературы, различных устных сообщений. Пользуясь подобной картотекой, можно подобрать факты по тому или иному вопросу, сравнить их и сделать определённое заключение.
Используя первичную документацию при обработке собранного фактического материала, исследователь нередко прибегает к помощи различного рода схем, помогающих осмыслить этот материал, лучше уяснить характерные связи, вытекающие из них закономерности. Так, например, при целостном изучении того или иного детского коллектива исследователю чрезвычайно полезно в виде схемы представить его структуру, характер самоуправления, взаимодействия его органов.
Актуально о образовании:
Работа над лексико-грамматическим
материалом
В восьмом классе в текстах для чтения впервые начинает появляться новый лексический материал, возникает и необходимость в умении использовать анализ для понимания отдельных слов без помощи словаря. Но пока это еще единичные случаи. Тем не менее, чтобы учащиеся могли справиться с ними, им приходится ...
Система инженерного образования в США
Вообще, в США принята многоступенчатая система высшего образования, в соответствии с которой обучение делится на несколько циклов. Первый — undergraduate — продолжается четыре года и завершается получением степени бакалавра. Так как первые два года студенты изучают общеобразовательные дисциплины, о ...
Воспитание патриотизма на уроке музыки
Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины. Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. ...