Подготовительный этап педагогического исследования

Новое о образовании » Подготовительный этап педагогического исследования

Методология педагогики трактуется как теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций. С этих позиций методология педагогики означает философию образования, воспитания и развития, а также методы исследования, которые позволяют создавать теорию педагогических процессов и явлений. Г.А. Федотова раскрывая сущность рассматриваемого понятия, обращает внимание на то, что методология педагогики наряду со сказанным выполняет и другие функции:

· определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А. Данилов);

· направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно-исследовательская цель (П.В. Коппин);

· обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин);

· помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф. Королев);

· обеспечивает уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е. Гмурман);

· создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н. Скаткин).

Эти признаки понятия «методология», определяющие ее функции в науке, позволяют сделать вывод о том, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях.

Назначение и главная задача методологических исследований состоит в том, чтобы найти эффективные способы разработки хорошей педагогической теории, повысить эффективность исследовательской деятельности.

В каждом исследовании необходимо найти один из оптимальных вариантов последовательности поисковых шагов, исходя из проблемы, предмета и задач исследования, уровня оснащения работы, возможностей исследователя и других факторов. Определить логику и характер изложения результатов с учетом подготовленности и интересов адресата.

Важно наметить элементы подхода, а также выяснить, как эти элементы функционируют в исследованиях, раскрывая взаимодействие школы и социальной среды, личности и коллектива, педагога и воспитанника, становление и развитие личности в разных образовательных системах.

Цель данной работы: раскрыть содержание основных компонентов подготовительного этапа педагогического исследования (выявление проблемы, обоснование ее актуальности и выбор темы исследования); подробно описать научный аппарат, включающий объект, предмет, цель и задачи, гипотезу.

Научное педагогическое исследование формируется постепенно. Приступая к педагогическому исследованию, исследователь должен провести большую теоретическую работу по изучению вопросов и проблем, близких к данной проблеме изучения. Важное место отводится работе с научной литературой, способам фиксирования основных идей литературных источников. Изучая литературные источники, можно определить состояние проблемы исследования на данный момент, выявить, что уже сделано исследователями, какие вопросы разработаны достаточно полно, а какие – нет и т.п.

Для проведения исследования необходимо создать определенные условия, правильно подбирать состав испытуемых.

В выборе методов педагогического исследования педагогическая концепция является основой всего научного исследования, считается определяющей, так как именно ее положения и будут приниматься исследователем за необходимые методологические позиции. Основные методологические позиции являются основополагающими при выборе методов исследования. Выбор методов проводится с учетом особенности задач, поставленных педагогом.

Проведение исследования необходимо постоянно фиксировать. В данной работе представлены различные способы ведения документации исследователем, их эффективность.


Актуально о образовании:

Структура УМК
Структура УМК можно представить в виде трех блоков q нормативно-методические материалы; q учебно-информационные материалы; q учебно-методические материалы. Содержание каждого блока является примерным, выявленным на основе анализа действующих нормативно-правовых документов в системе среднего професс ...

Приемы, используемые на занятиях
1. Вопросно - ответная форма принимает на этом этапе усложненный характер. Вопросы требуют раскрытия образов, причин, побудивших героев поступать так или иначе. Учащийся отыскивая в книге ответ на вопрос, заданный ему, должен просмотреть всю главу и зачитать наиболее подходящий отрывок или предложе ...

Постановка проблемы
Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н. П. Вайзман, Т. Н. Головина, Е. А. Екжанова, Э. В. Сеген, И. П. Павлов, Г. Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М. М. Кольцова, Н. И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru