Основные проблемы «трудных детей»

Страница 1

«Трудные дети», как и все категории населения, имеют свои специфические проблемы. Эти проблемы многочисленны, они могут носить как общий, так и индивидуальный характер. Основными проблемами «трудных детей», с которыми чаще всего сталкивается социальный работник, являются: недостаток внимания, непонимание в среде сверстников, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, в том числе развод родителей, отсутствие целенаправленной воспитательной работы с ранних лет, безнадзорность, жестокость наказания за совершенные проступки, разнообразные зависимости, потеря эмоциональных контактов с детьми, незнание их интересов и потребностей, психическое отклонение ребёнка. Исходя из всего вышеперечисленного, нужно отметить, что большинство проблем непосредственно вытекают из семейных взаимоотношений.

В Большом психологическом словаре Б.Г. Мещеряков отмечает, что семья – это социальный институт, организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, в которой человек проводит большую часть своей жизни. Необходимо отметить то, что для ребенка семья является основным фундаментом для его дальнейшего развития. Примечательно, что каждый ребенок проходит первичную социализацию в семье, как раз в подростковом возрасте, который считается самым тяжелым для ребенка. Поэтому родителям необходимо оградить ребёнка от эмоциональных потрясений, окружить его любовью и заботой, создать в семье атмосферу доверия, чтобы избежать в будущем неблагоприятных последствий.

По мнению А.В Закрепиной, ребенку в раннем возрасте необходимо внимание родителей. Это касается его досуга, интересов и пристрастий, а так же учебной деятельности. Но данная проблема слегка противоречива. С одной стороны, чрезмерное внимание порой отрицательно сказывается на дальнейшем развитии детей. Это в первую очередь связано с тем, что ребенку важно проявление его личностных качеств, а когда со стороны родителей наблюдается тотальный контроль, ребенок замыкается в себе и в дальнейшем это приводит к отклоняющемуся поведению. С другой стороны, недостаток внимания – это тоже минус для ребенка, в данном случае он просто отдаляется от семьи и начнет самостоятельную жизнь в более раннем возрасте, но уже с неправильным пониманием взаимоотношения детей и родителей. Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в воспитании как ребенка без отклонений, так и «трудного ребёнка» следует соблюдать баланс, и вовремя понимать, когда ребёнок нуждается во внимании и помощи, а когда отсутствие контроля благоприятно отразится на развитии личности ребёнка.

Еще одной не менее важной проблемой «трудных детей», как пишет А.В. Закрепина, являются взаимоотношения со сверстниками. Действительно, в подростковом возрасте главным звеном любого ребенка являются друзья, сверстники, таким образом, немалое количество времени уходит на дружбу. Однако для «трудного ребенка» это может стать проблемой. Не у каждого ребенка получается найти общий язык со сверстниками, а тем более, если этот ребенок обладает отклоняющимся поведением, это вдвойне проблематично.

Следующей, и возможно самой важной «трудного ребёнка», по мнению И.И. Елисеевой, проблемой является риск пристрастия к алкоголю или наркотикам. Стоит еще раз отметить то, что подростковый период является наиболее тяжелым для ребенка, и в данный период его психика еще не достаточно сформировалась. Он не может до конца осознавать свои действия. Как правило, подростки начинают употреблять спиртное или наркотики под влиянием сверстников. Это может быть обусловлено стремлением не выделяться из толпы, а со временем, от алкоголя и наркотиков возникает зависимость.

Также А.В. Закрепина отмечает, что очень часто подростки начинают выпивать от «безделья». Возможно, это обусловлено отсутствием интереса к учебе. Также это может быть вызвано неспособностью к обучению, спорту, отсутствие хобби и иных интересов.

Еще одну проблему «трудного ребёнка» описал Ю.А. Азаров. Автор пишет, что беспризорность несовершеннолетних – это социально значимая проблема, охватывающая различные аспекты жизнеустройства детей и подростков и требующая государственного подхода к ее разрешению. Появление беспризорных и безнадзорных детей связано с нарушением психического, психологического и нравственного здоровья общества. Социально-экономический кризис страны, нищее положение ряда семей – все это является причинами детской беспризорности. Дети стремятся избежать тяготы семьи с низким уровнем дохода, спасаются от рукоприкладства, уходят из семьи. Эта проблема действительно встречается достаточно часто. Однако жизнь беспризорников, порождает для «трудного» ребёнка и ряд других проблем - это воровство и преступность, которые являются наиболее вероятными путями беспризорных детей в поисках пропитания.

Страницы: 1 2


Актуально о образовании:

Особенности самостоятельности младших школьников
В младшем школьном возрасте можно успешно формировать исследуемое качество, опираясь на характерные особенности психики младшего школьника. Психологами отмечается активное стремление ребенка к самостоятельности, проявляющейся в психологической готовности к самостоятельным действиям. У младших школь ...

Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...

Особенности усвоения таблицы умножения в начальной школе
Рассмотрим принцип изучения таблицы умножения в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова По мнению В.В. Давыдова, умножение является центральной темой программы 3 класса. Умножение в курсе 3 класса рассматривается как особое действие, связанное с переходом к новым меркам в процессе измерения величин. ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru