3. Рабочая программа углубленного курса русского языка на основе программы Разумовской М. М. (8 класс). Составлена на основе учебника русский язык для 8 класса общеобразовательных учреждений Разумовской М.М. и др. Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку.
Планирование по стилистике: предусмотрен один урок по развитию речи на тему «Стили языка» в рамках повторения пройденного в 7 классе.
4. Программа по русскому языку Н.М. Шанского. Тематическое планирование по стилистике строится на основе учебника по русскому языку для 8 класса С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова и др.
По стилистике предусмотрено несколько уроков на первой учебной неделе. Зато отмечается, что данные темы выносятся на ЕГЭ и идет работа над ними в рамках соответствующих заданий.
|
Учебная неделя |
Тема урока |
ЕГЭ 11 |
|
1 |
1. Функции русского языка в современном мире. 2. Стили речи. 3. Типы речи. |
А-28, А-29, А-30, В-7; В-8 |
6. Николина А., Мишина К. И., Федорова В.А. в «Методических рекомендациях к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений» также предусматривают систему занятий по стилистике
Строение текста. Стили речи - 6 часов. В результате:
- учащиеся должны знать, что такое текст, его основные признаки; функционально-смысловые типы речи; основные средства связи предложений
- уметь относить текст к тому или иному стилю, опираясь на его признаки; разграничивать в тексте цепную и параллельную связь предложений; конструировать тексты заданного стиля и типа речи, составлять план текста и подбирать к тексту заголовок
- уметь находить языковые средства, соответствующие стилю текста, определять тип речи, конструировать текст данного стиля и типа речи.
По замыслу авторов, на работу по развитию связной речи учащихся 8 класса выделяется немного времени — всего 20 ч. Поэтому если эти специальные уроки не будут постоянно поддерживаться систематическими обращениями к речеведческим понятиям на уроках синтаксиса, то вряд ли учитель сможет добиться заметных успехов в речевой подготовке своих учеников. Именно этим объясняются многочисленные задания по развитию речи, сопровождающие упражнения по анализу синтаксических единиц и явлений. В предшествующем, 7 классе учащиеся уже получили представление о текстах публицистического стиля, они должны были научиться адекватно их воспринимать и самостоятельно создавать небольшие тексты на доступную им тему. Школьникам уже достаточно хорошо знакомы типы речи (повествование, описание, рассуждение). В курсе 7 класса они создавали подробные и сжатые тексты повествовательного характера с элементами описания. Им приходилось описывать человека, процессы труда, писать рассказы на предложенные сюжеты. Писали они и сочинения-рассуждения, в которых должны были рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы. Главная задача работы по развитию речи учащихся 8 класса — это научить их анализировать и продуцировать целые тексты, опираясь при этом на уже известные им понятия о стилях и типах речи, средствах связи предложений в тексте, правилах построения и организации абзацев в тексте.
Основными направлениями в работе по развитию речи восьмиклассников являются: а) речеведческий анализ целого текста как образцового (учащиеся должны уметь: определять и указывать типы речи, выделять, какой из них ведущий, каково назначение других фрагментов; выделять тему текста, формулировать основную его мысль, выделять микротемы, составлять план текста; определять принадлежность текста к определенному стилю речи, характеризовать языковые средства, используемые в тексте; определять основные способы связи предложений в тексте); б) развитие письменной речи учащихся на основе продуцирования текстов.
Работа по развитию речи начинается с повторения.
В разделе «Повторение» учителю предлагается повторить с учащимися основные речеведческие понятия: учащиеся должны вспомнить функциональные стили и обратить внимание на языковые средства, характерные для каждого стиля.
Следующая тема тесно связана с предыдущей: учащимся предлагается теперь самостоятельно написать сочинение, например, о памятнике культуры или истории своей местности, используя публицистический стиль.
Преимущественное внимание к этому стилю в 8 классе объясняется авторами методических рекомендаций тем, что знакомство с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации публицистического текста имеет практическое значение как для школы, так и для дальнейшей (уже взрослой) жизни учащегося, который, окончив школу и начав самостоятельную деятельность, должен уметь воспринимать материал, предлагаемый средствами массовой информации, ориентироваться в нем, а при необходимости и самостоятельно создавать высказывания публицистического стиля.
Актуально о образовании:
Образовательная реформа Петра Великого
Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. В 1701 г. были созданы навигацкая, пушкарская, госпитальная, приказная и другие школы, находившиеся в ведении соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России были открыты 42 так называе ...
Современный урок и
психолого-педагогические основы познавательного интереса учащихся
Что нужно для того, чтобы провести эффективный, интересный для учащихся урок? В первую очередь надо знать, каковы условия организации этого урока. Анализ учебного процесса показывает, что имеются две группы условий: социально-педагогические и дидактические. К социально-педагогическим можно отнести ...
Младший школьник и его положение в системе личных взаимоотношений
Положение человека характеризуется, прежде всего, теми общественными функциями, которые он выполняет, его социальными ролями. При этом каждый из нас выполняет не одну, а несколько ролей, различных в разных системах отношений. Но не всегда ее легко определить с достаточной точностью. Если в специаль ...