Тема: Кислоты
Цель:
Обобщение понятия о кислотах, изученных в предыдущих темах.
Познакомиться с классификацией кислот и их взаимодействием с солями.
Развивать умение составлять уравнения химических реакций, производить расчеты по ним, осуществлять химический эксперимент.
Методы: объяснение, беседа, упражнения, химический эксперимент.
Форма урока: коллективное изучение нового материала.
Оборудование и реактивы: химическая посуда, CuO, SiO2, Cu, Zn, NaOH, BaCl2, лакмус, метилоранж, фенолфталеин, H2SO4, NaCl.
Основные понятия: кислотные и основные оксиды, кислота, индикатор.
Ход урока:
Вводная часть.
На прошлом уроке мы изучили один из классов неорганических соединений – оксиды, а сегодня обобщим другой класс соединений – кислоты.
№ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство к усвоению |
1 |
2 |
3 |
Цель: знать химические свойства оксидов (взаимодействие с водой, основаниями, между собой | ||
УЭ0 |
Входной контроль (индивидуальное тестирование)
Какая масса соли должна получиться при взаимодействии: І вариант: оксида магния массой 4 г с азотной кислотой? (14,8 г) ІІ вариант: углерод (ІV)-оксида с кальций оксидом массой 15 г? (26,8 г) |
10 минут 2 балла 2 балла 4 балла
4 балла Максимальное количество баллов – 12 Взаимоконтроль |
УЭ1 |
Сравнительная характеристика и номенклатура кислот Цель: исследовать состав и номенклатуру кислот; сравнить формулы кислот. Прочитайте текст учебника на с. 112-113 (до понятия об индикаторах) и ответьте на вопросы: 1.Что общего в формулах кислот? 2.Чем отличается соляная кислота от азотной? 3.Сделайте вывод: как образуются названия бескислородных и кислородсодержащих кислот? |
3 минуты самостоятельная работа в тетрадях. 2 балла 3 балла 5 баллов Максимальное количество баллов - 10 |
УЭ2 |
Цель: изучить взаимодействие индикаторов с кислотами. Прочитайте текст учебника на с. 113-115, проследите изменение окраски индикаторов в растворах кислот (таб. 8, с. 115) Демонстрация: взаимодействие азотной кислоты с индикаторами |
5 минуты самостоятельная работа в тетрадях 3 балла |
УЭ3 |
Цель: изучить механизм взаимодействия металлов с кислотами; изучить механизм реакции замещения, вытеснительный ряд металлов Демонстрация: Лабораторная работа № 5 Взаимодействие металлов с кислотами Схема опыта: H2SO4 + Mg = H2SO4 + Fe = H2SO4 + Cu = Напишите уравнения возможных реакций. Задание: №8, с. 118 |
10 минут самостоятельная работа 5 баллов 5 баллов |
УЭ4 |
Закрепление, систематизация и обобщение изученного материала Работа в малых группах. Цель: относительно быстрый замер уровня усвоения информации путем включения самих учащихся в процесс. В тетрадях учащиеся чертят таблицу:
Учащиеся записывают ответы на вопросы в колонку «Я», рядом в скобках проставляют степень уверенности: 0 – не уверен; 1 – сомневаюсь; 2 – уверен; – - нет ответа. После записи ответа в колонку «Я» идет об суждение в малых группах. Если ответы не совпадают, то в колонку «Группа» записывают новый ответ. Затем идет коллективная проверка ответов, и при необходимости в колонку «Эталон» записывается правильный ответ. Вопросы: Укажите валентность кислотного остатка в кремневой кислоте H2SiO3: а) 1;б) 2;в) 3;г) 4. 2. Как можно отличить раствор кислоты от оксида? а) при помощи химических реакций; б) при помощи индикатора; в) попробовать на вкус; г) смешать с водой. 3. Выберите из перечисленных реакций реакцию замещения: а) FeCl2 + H2SO4 → FeSO4 + 2HCl; б) FeSO4 + Cu → CuSO4 + Fe; в) MgO + CO2 → MgCO3; г)Fe + 2HCl → FeCl2 + H2 ↑ 4. Какой из перечисленных металлов не вытесняет водород из кислот? а) Zn; б) Na; в) Cu; г) Fe. 5. Выберите, в каком ряду находятся бескислородные кислоты: а) HCl; H2SO4; HNO3; H2CO3; б) HCl; H2S; HBr; HNO3; в) HCl; HI; H2S; HBr; г) HNO3; H2SO4; H3PO4; H2CO3. 6. Какое химическое количество серной кислоты содержится в порции ее массой 98 г? (Ответ: 1 моль) а) 2 моль; б) 2,5 г; в) 1 моль; г) 3 моль После выполнения работы проводится проверка и выставление баллов. Задание на дом: §24, №1 – 3, с.118, вопросы 4,8 В конце урока заполняется таблица:
|
15 минут Группы по 2 чел. 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла Максимальное количество баллов - 13 |
Итоги урока. |
40 – 35 – 10 баллов 34 – 30 – 9 баллов 29 – 25 – 8 баллов 24 – 20 – 7 баллов 19 – 15 – 6 баллов 14 – 10 – 5 баллов 9 – 5 – 4 балла 5 – 3 – 3 балла |
Актуально о образовании:
Формирование предметной отнесенности слова
Анализируя развитие значения слова в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «Речь и значение слов развивались естественным путем, и история того, как психологически развивалось значение слова, помогает осветить до известной степени, как происходит развитие знаков, как у ребенка естественным образом воз ...
Понятие «творчество», виды творческих способностей
Развитие детей, это, прежде всего культура, творчество Л.С. Выготский в «Психологии искусств» поставил задачу рассмотрения психического развития творческих процессов. «Всякая функция в творческом развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психическом». ...
Обследование связной монологической речи у детей старшего
дошкольного возраста
Таким образом, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в системе работы с детьми дошкольного возраста. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении дошкольников. Экспериментальное исследование проводилось в подготовительной группе детского сада № ...