Тема: Кислоты
Цель:
Обобщение понятия о кислотах, изученных в предыдущих темах.
Познакомиться с классификацией кислот и их взаимодействием с солями.
Развивать умение составлять уравнения химических реакций, производить расчеты по ним, осуществлять химический эксперимент.
Методы: объяснение, беседа, упражнения, химический эксперимент.
Форма урока: коллективное изучение нового материала.
Оборудование и реактивы: химическая посуда, CuO, SiO2, Cu, Zn, NaOH, BaCl2, лакмус, метилоранж, фенолфталеин, H2SO4, NaCl.
Основные понятия: кислотные и основные оксиды, кислота, индикатор.
Ход урока:
Вводная часть.
На прошлом уроке мы изучили один из классов неорганических соединений – оксиды, а сегодня обобщим другой класс соединений – кислоты.
|
№ |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство к усвоению |
|
1 |
2 |
3 |
|
Цель: знать химические свойства оксидов (взаимодействие с водой, основаниями, между собой | ||
|
УЭ0 |
Входной контроль (индивидуальное тестирование)
Какая масса соли должна получиться при взаимодействии: І вариант: оксида магния массой 4 г с азотной кислотой? (14,8 г) ІІ вариант: углерод (ІV)-оксида с кальций оксидом массой 15 г? (26,8 г) |
10 минут 2 балла 2 балла 4 балла
4 балла Максимальное количество баллов – 12 Взаимоконтроль |
|
УЭ1 |
Сравнительная характеристика и номенклатура кислот Цель: исследовать состав и номенклатуру кислот; сравнить формулы кислот. Прочитайте текст учебника на с. 112-113 (до понятия об индикаторах) и ответьте на вопросы: 1.Что общего в формулах кислот? 2.Чем отличается соляная кислота от азотной? 3.Сделайте вывод: как образуются названия бескислородных и кислородсодержащих кислот? |
3 минуты самостоятельная работа в тетрадях. 2 балла 3 балла 5 баллов Максимальное количество баллов - 10 |
|
УЭ2 |
Цель: изучить взаимодействие индикаторов с кислотами. Прочитайте текст учебника на с. 113-115, проследите изменение окраски индикаторов в растворах кислот (таб. 8, с. 115) Демонстрация: взаимодействие азотной кислоты с индикаторами |
5 минуты самостоятельная работа в тетрадях 3 балла |
|
УЭ3 |
Цель: изучить механизм взаимодействия металлов с кислотами; изучить механизм реакции замещения, вытеснительный ряд металлов Демонстрация: Лабораторная работа № 5 Взаимодействие металлов с кислотами Схема опыта: H2SO4 + Mg = H2SO4 + Fe = H2SO4 + Cu = Напишите уравнения возможных реакций. Задание: №8, с. 118 |
10 минут самостоятельная работа 5 баллов 5 баллов |
|
УЭ4 |
Закрепление, систематизация и обобщение изученного материала Работа в малых группах. Цель: относительно быстрый замер уровня усвоения информации путем включения самих учащихся в процесс. В тетрадях учащиеся чертят таблицу:
Учащиеся записывают ответы на вопросы в колонку «Я», рядом в скобках проставляют степень уверенности: 0 – не уверен; 1 – сомневаюсь; 2 – уверен; – - нет ответа. После записи ответа в колонку «Я» идет об суждение в малых группах. Если ответы не совпадают, то в колонку «Группа» записывают новый ответ. Затем идет коллективная проверка ответов, и при необходимости в колонку «Эталон» записывается правильный ответ. Вопросы: Укажите валентность кислотного остатка в кремневой кислоте H2SiO3: а) 1;б) 2;в) 3;г) 4. 2. Как можно отличить раствор кислоты от оксида? а) при помощи химических реакций; б) при помощи индикатора; в) попробовать на вкус; г) смешать с водой. 3. Выберите из перечисленных реакций реакцию замещения: а) FeCl2 + H2SO4 → FeSO4 + 2HCl; б) FeSO4 + Cu → CuSO4 + Fe; в) MgO + CO2 → MgCO3; г)Fe + 2HCl → FeCl2 + H2 ↑ 4. Какой из перечисленных металлов не вытесняет водород из кислот? а) Zn; б) Na; в) Cu; г) Fe. 5. Выберите, в каком ряду находятся бескислородные кислоты: а) HCl; H2SO4; HNO3; H2CO3; б) HCl; H2S; HBr; HNO3; в) HCl; HI; H2S; HBr; г) HNO3; H2SO4; H3PO4; H2CO3. 6. Какое химическое количество серной кислоты содержится в порции ее массой 98 г? (Ответ: 1 моль) а) 2 моль; б) 2,5 г; в) 1 моль; г) 3 моль После выполнения работы проводится проверка и выставление баллов. Задание на дом: §24, №1 – 3, с.118, вопросы 4,8 В конце урока заполняется таблица:
|
15 минут Группы по 2 чел. 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла 2 балла Максимальное количество баллов - 13 |
|
Итоги урока. |
40 – 35 – 10 баллов 34 – 30 – 9 баллов 29 – 25 – 8 баллов 24 – 20 – 7 баллов 19 – 15 – 6 баллов 14 – 10 – 5 баллов 9 – 5 – 4 балла 5 – 3 – 3 балла |
Актуально о образовании:
Психологическая теория учебной деятельности, её содержание и структура
Учебная деятельность, сохраняя все психологические признаки деятельности, чаще всего представлена как процесс. Человек учится всю жизнь, но это, чаще всего, учебная работа. Как установлено отечественными психологами школы А.Н. Леонтьева, стихийно, самопроизвольно полноценная учебная деятельность не ...
Место науки о стилях в школьной практике
Стилистика – учебная дисциплина, исследующая один из коммуникативных аспектов языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении молодого поколения обусловлено той особой ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике. Основной ...
Размышления рядового учителя по вопросу содержания современного образования
Полностью согласна с учеными, поставившими на первое место образования, - духовно-нравственное воспитание ребенка. Все остальное приложится. К сожалению, современный учитель поставлен в такие рамки, из которых «выбраться» подчас просто невозможно. Ведь предметник обязан подготовить детей к ЕГЭ, а з ...