Решение физических задач. Проверка знаний и умений учащихся по физике, проводимая в рамках ЕГЭ, показала, что с заданиями базового уровня сложности справляются около 67 % выпускников средней школы, с заданиями повышенного уровня сложности – около 40 %. Наибольшее затруднение вызывают задания высокого уровня – задания с развернутым ответом. По результатам ЕГЭ-2008 по РФ: средний уровень выполнения заданий по механике составил около 15 %, по молекулярной физике и термодинамике – 20%, электродинамике – 14 %, по атомной и ядерной физике – 20% (из числа приступивших к выполнению заданий). По результатам ЕГЭ-2007 в Иркутской области с задачами по механике справилось 29 % выпускников, по молекулярной физике и термодинамике – 20 %, электродинамике – 8%, физической оптике – 9%, по атомной физике – 2% (из числа приступивших к выполнению заданий). Следует отметить, что к выполнению комплексного задания (С6) 76 % выпускников МО не приступило.
Результаты ЕГЭ позволяют констатировать слабые навыки решения задач. Многие ученики, решая задачу, испытывают затруднения при анализе её условия, выборе необходимых закономерностей, составлении системы уравнений и др. Для усиления практической направленности обучения физике главное внимание необходимо обратить на содержание, организацию и методику решения задач.
Следует обратить внимание на подбор задач, включаемых в домашние задания. Цель их решения - закрепить знания и умения, полученные учащимися на уроке. Поэтому сложность таких задач не должна превосходить сложности задач, решаемых в классе, а способы их решения должны соответствовать задачам, рассмотренным на уроке.
Особое внимание необходимо обратить на решение заданий, предлагавшихся на ЕГЭ предыдущих лет (2001 – 2009 гг.).
Особую роль, для формирования естественнонаучных умений, играют промежуточные вопросы и задания в ходе изучения каждой темы, задача которых не только получить формальную оценку знаний обучаемого, а также углубить понимание сути физического явления. С этой целью по вопросам и заданиям организуется диалог с учеником, в ходе которого обучаемый получает дополнительные сведения и глубже усваивает материал.
Можно использовать как итоговый по темам, определяя уровень учащегося по усвоению основных естественнонаучных умений и овладению навыкам решения физических задач разного уровня сложности.
Можно сконцентрировать внимание на умении решать разного уровня сложности-ступени задачи, включая задачи из практики и техники.
Урокам решения задач нужно уделять особое внимание, так как умение решать задачи показывает, как усвоено изучаемое понятие на уровне применения, повышает жизненную значимость знаний. В зависимости от содержания учебного материала и подготовленности учащихся применяю разные формы организации таких уроков, но всегда тщательно отбираю из разнообразных источников практический материал. Важно, чтобы система заданий отвечала принципу развивающего обучения, способствовала формированию положительных мотивов учения. На “выходе” всегда предлагается дифференцированные по сложности задания, решение которых требует от учащихся различного характера познавательной деятельности – от подражательно-репродуктивной до творческой, при этом право выбора задач для решения оставляю за учащимися. Текст итоговых проверочных работ обычно содержит 9–10 задач разной степени сложности: это 3 типа задач уровней А, В, С. Ученик выбирает уровень сложности задач самостоятельно: один может прорешать все задачи уровня С, а другой, например, 1С, 2С и 2В и получить оценку “5”. Умение делать правильный (посильный) выбор, как и умение, решать достаточно сложные задачи, формируется не сразу. Для этого необходимы глубокие знания, гибкость мышления, уверенность в своих силах. Для образца привожу пример задач, предлагаемых учащимся 8 класса при прохождении и закреплении тем «Параллельное соединение проводников; Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца», а также пример теста (ТС-2) для самоконтроля с выбором ответа. Тест предназначены для проведения оперативного поурочного тематического контроля и самоконтроля знаний.
Дифференцированные задачи для самостоятельного решения 8 класс
Тема: Параллельное соединение проводников
Уровень А
1. К резистору сопротивлением 10Ом подключили параллельно резистор сопротивлением 1Ом. Как изменилось общее сопротивление цепи?
2. Два резистора, сопротивление которых 2Ом и 10Ом, подключены параллельно к батарейке. Сила тока, в каком из них больше?
Уровень В
1. Проводники сопротивление 15Ом и 20Ом соединены параллельно. Вычислите общее сопротивление соединения.
2. Моток проволоки сопротивлением 20Ом разрезали на две части и соединили параллельно. Каково сопротивление соединённой таким образом проволоки?
Уровень С
1. Вычислите сопротивление цепи, состоящей из трёх резисторов, сопротивление которых равны 540Ом, 270Ом и 135Ом, если они соединены параллельно.
Актуально о образовании:
Деятельность Администрации г. Касимов в сфере
управления образованием
Высшую позицию в социальной структуре образования занимают руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить внимание на ту роль, ко ...
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяют четыре направления: · Гуманно-личностный подход к ребенку. · Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. · Концепция воспитания. · Педагогизация окружающей среды. Гуманно-личностный подход Гуманно-личностный подход ставит в центр образовательной системы ...
Сущность, задачи и содержание физического воспитания
В культуре и педагогике разных народов физическое развитие и воспитание всегда занимало важное место. Известны древневосточные и античные учения о гармоническом развитие человека, где физическое совершенство рассматривалось в единстве с умственным и нравственным. Физическое воспитание в европейских ...