Применение интерактивных форм, методов и приёмов на уроках технологии

Новое о образовании » Интерактивные методы обучения на уроках технологии » Применение интерактивных форм, методов и приёмов на уроках технологии

Страница 1

Скажи мне - и я забуду;

покажи мне и я запомню;

дай сделать - и я пойму.

Китайская притча

В своей работе автор использует следующие интерактивные формы обучения:

игра как средство интерактивного обучения;

личностно-ориентированный подход;

проблемно-задачный подход;

ИКТ как приём представления материала;

правила управления успехом на уроке.

Игра как средство интерактивного обучения

Использование игры в рамках учебно-воспитательного процесса - явление не новое. В игре воссоздаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.

На уроках технологии часто используются обучающие игры.

Обучающие игры - это синтез релаксопедических подходов и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведённые им социальные роли в соответствии с поставленными целями.

Виды обучающих игр, применяемых на уроках технологии:

организационно-деятельностные игры предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развёртывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий).

Ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками её решения.

Разыгрывание ролей создаёт на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно-творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:

Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся.

Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.).

Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями.

Введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.

Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.

Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.)

В моделирующие игры желательно включать определённые противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры.

Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, "Путешествие льняного волокна", "На балу у принцессы" и др.

Игровое проектирование может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений. Для игрового проектирования, в отличии от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет собой вариант решения проблемы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.

Используя различные виды игр на уроке, важно не превратить весь учебный процесс в игру. При планировании урока очень важно чётко представлять для каких обучающих целей используется игра.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности.

При объяснении материала учителю необходимо использовать различные методы обучения. Восприятие и запоминание материала у всех детей разное: кто-то запоминает слушая (аудиалы), кто-то слушая и воспринимая зрительно (аудио-визуалы), кто-то зрительно (визуалы), а кому-то надо сделать самому, потрогать (кинестетики). Для каждого ребёнка надо создать ситуацию успеха на уроке, чтобы каждый почувствовал: "Я могу, у меня получается, я понял".

Страницы: 1 2 3


Актуально о образовании:

Анализ современных программ по обучению детей 7 лет иностранному языку
Проблема обучения иностранному языку и ознакомление детей с культурой другой страны обсуждается не впервые. В истории этой проблемы можно заметить спады и подъёмы. Такой подъём был в начале 60-х – середине 70-х годов. В это время в нашей стране и за рубежом появились пособия по обучению иностранным ...

Самопрезентация личных и профессиональных качеств
Цель программы. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации. Задачи программы. 1. Обучение умениям и навыкам установления контактов. 2. Обучение этике делового взаимодействия. 3. Помощь в обретении собственного речевого стиля. 4. Обучение языку телодвижений. Самое главное в эффективной само ...

Методические аспекты развития пространственного мышления как элемента образного
Рассмотрим, какие подходы предлагают для развития пространственного мышления в средней школе и выясним возможности их использования. А. Пардала выделяет такие основные типы упражнений, дидактическим назначением которых является формирование и развитие пространственных представлений учащихся: матема ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.centraleducation.ru